Микроэкономика и её отношение к теме

 

Тема, рассматриваемая в данной работе, относится к разделу микроэкономики. Поэтому для начала нужно определить само понятие микроэкономики.

 

Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий, каким образом отдельный экономический агент [5] может увеличить свою удовлетворённость в сложившихся условиях хозяйственной деятельности.

 

Таким образом, микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов, к числу которых относятся потребители[6], рабочие, фирмы, владельцы капитала, землевладельцы и прочие. Она объясняет, каким образом фирмы, находясь в различных рыночных структурах, решают вопросы об объёмах производства, о назначении цен, найме необходимого количества рабочих и т.п. Микроэкономика также рассматривает факторы, влияющие на общее экономическое равновесие, и то, как политика государства влияет на рыночное равновесие. Наконец, микроэкономика показывает, как и почему принимаются решения перечисленными выше индивидами, например, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и доходов; именно это имеет самое непосредственное отношение к заданной теме.

 

Теория поведения потребителя.

 

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми, индивид формирует и реализует план потребления различных благ[7], ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

Основная цель любого потребителя – получение максимально возможного удовлетворения от потребляемых благ. При этом можно выделить два основных фактора, влияющих на выбор чего-либо (индивидуальный спрос). С одной стороны, индивидуальный спрос можно выразить как потребность человека в определённых благах, которые приносят ему удовлетворение. Таким образом, количество потребляемых благ зависит от степени удовлетворённости человека каждым из них.

С другой стороны, в мире ограниченных ресурсов человек сталкивается с ограничениями возможностей приобретения всех благ в желаемом объёме, что также накладывает отпечаток на потребительский выбор.

Вообще в обыденной жизни человек, как правило, определяет собственную удовлетворённость не количественными показателями, а, скорее, оценочными, т.е. качественными суждениями типа «этот товар лучше, чем тот», «потребление большего количества продукта более предпочтительно, чем потребление меньшего» и т.д. Следуя из этого, можно сделать вывод, что все теоретические разработки в области изучения потребительского выбора довольно условны касательно повседневной жизни среднестатистического потребителя, так как он, предпочитая один товар другому, никогда не задумывается о том, как бы объяснила его поведение микроэкономика.

 

Описание основных рыночных структур.

 

Перед тем как перейти к основной части данной работы, следует описать условия, с учётом существования которых мы будем говорить о неценовой конкуренции.

 

Рыночная структура – условия, в которых протекает рыночная конкуренция.

Под структурой рынка понимают его основные характерные черты, к числу которых относятся такие, как:

 

· количество действующих на рынке фирм и их размеры;

· степень сходств/отличий товаров разных производителей;

· лёгкость входа/выхода с конкретного рынка;

· возможность контроля над ценой;

· доступность рыночной информации и т.д.

 

Типы рыночных структур очень разнообразны, но обычно выделяют четыре основных: 1).совершенная конкуренция 2).чистая монополия 3).монополистическая конкуренция 4).олигополия.

«Полярными» структурами являются совершенная конкуренция и чистая монополия. Большинство же фирм функционирует где-то между этими крайностями, т.е. в условиях несовершенной конкуренции[8]. И именно в таких условиях можно говорить о существовании неценовой конкуренции.

 

Конкуренция – ключевая категория рынка.

Конкуренция (от лат. conkurro – сталкиваться ) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: потребитель свободен в приобретении товара, производитель - в выборе производимой продукции, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически; он завоёвывается в конкурентной борьбе.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

    Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Среди всех остальных видов конкуренции стоит особо выделить неценовую, так как именно о таком её виде будет идти разговор в данной работе.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надёжности. Эти свойства могут быть достигнуты благодаря техническому превосходству.

В условиях неценовой конкуренции каждая фирма производит особый тип или вариант товара, отличающийся по качеству, оформлению, престижности, товарной марке. И чем выше степень отличия (дифференциации) продукта, тем больше возможностей контролировать цену. Таким образом, каждый из этих конкурирующих производителей становится монополистом на своём рыночном сегменте.

 

 

Дифференциация товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: