Культура Древнего Китая

 

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии и Индии, с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

В истории Древнего Китая выделяется несколько больших исторических этапов: эпоха Шан (Инь) – 1550–1030 гг. до н.э.;

эпоха Чжоу – 1027–256 гг. до н.э., в рамках которой особое значение имеет период Чжаньго («Борющихся царств»), датируемый V–III вв. до н.э.; эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н.э. – III в. н.э.

Зарождение цивилизации в Китае относится к рубежу III–II тысячелетий до н.э. Первые ее очаги появились в нижнем и среднем течении реки Хуанхэ. Важным достижением материальной культуры этого времени было освоение бронзы. Переход китайцев к ирригационному земледелию, характерному для многих древних цивилизаций, был завершен достаточно поздно – только в середине I тысячелетия до н.э. Тогда произошли важные изменения в сфере материальной культуры. Развитие обработки железа создало условия для подъема земледелия и ремесел. В бассейнах Хуанхэ и Янцзы строились гидротехнические сооружения – этого требовало широкое распространение ирригационного земледелия.

Мировоззрение. Во II тысячелетии до н.э. в основном сформировались религиозно-мифологические представления древних китайцев, поклонявшихся стихийным и природным объектам (известен их культ высоких священных гор), а также духу предков. В это же время зарождается цикл мифов о преобразовании мира в результате деятельности различных божеств и героев. Его сохранила для потомков народная традиция.

Как и в ряде других мифологий, сотворение мира понималось древними китайцами как постепенное преобразование единой бесформенной субстанции, состоящей из мельчайших частичек ци, путем принятия ею неких очертаний в результате процесса размежевания ци. Более легкие и светлые частицы ян, поднявшись вверх, создали небо. Тяжелые и темные инь опустились и образовали землю. В результате взаимодействия ян и инь появились сначала пять основных элементов-стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе и человек.

Ян и инь представляют собой важнейшие диалектические понятия, позволяющие уловить моменты согласования взаимного уравновешивания противоположностей. Так, ян олицетворяет небо, мужчину, свет, добро, теплоту; инь – землю, женщину, темноту, холод, зло и т.д. Ян и инь не столько ведут между собой борьбу, сколько сдерживают и предупреждают формы переразвития друг друга и при взаимодействии достигают го- меостаза. Любой предмет или состояние содержат в себе одновременно ян и инь, поэтому, с точки зрения китайцев, неправильно видеть в мире только противоположности, – например, добро или зло, надо стремиться понять их взаимодействие и соотношение.

Мифологические представления о мире служили основой названий Китая на протяжении нескольких тысяч лет. Так, именование страны «Поднебесным государством» отражало представление об особом покровительстве ей со стороны верховного божества – Неба. Название «Срединное государство» должно было подчеркнуть, что Китай расположен в «центре Вселенной». Обитавшим вокруг племенам и народам китайцы дали пренебрежительное имя «варвары четырех сторон света».

Религия. К середине II тысячелетия до н.э. в Китае возникли крупные города, послужившие центрами первого раннегосударственного образования Шан (Инь). С появлением государства начали формироваться культы, которые связывались в первую очередь с фигурой правителя – вана. Он соединял военно-административные функции с функциями верховного жреца. Иньцы уже поклонялись единому верховному богу Шанди, который символизировал Небо.

Важные изменения произошли в начале I тысячелетия до н.э. в царстве Чжоу, которое подчинило себе государство Шан (Инь). Культ Неба был приспособлен для обоснования божественности власти чжоуских ванов. Правитель царства Чжоу провозглашался сыном Неба (Тянь-цзы), получившим от самого Неба мандат на царствование (Тянь мин). Считалось, что он обладает магической силой дэ, которая делает его посредником между земным и небесным мирами.

С появлением в Китае в середине I тысячелетия до н.э. новых религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм и легизм) древние мифологические представления выстроились в стройную систему, объяснявшую происхождение мира из хаоса. Фундаментальным произведением, объясняющим циклические мировые процессы, считается «Ицзинь» («Книга перемен»). Данная система оставалась практически неизменной на протяжении тысячелетий.

Письменность. Китайцами еще в древности было изобретено иероглифическое письмо, которым они с некоторыми изменениями пользуются до настоящего времени. Первые известные нам образцы китайской иероглифической письменности относятся к началу правления династии Шан (Инь). Самые ранние надписи из обнаруженных в «Великом городе Шан» были сделаны на костях животных, а также на бронзовых ритуальных сосудах. В настоящее время идентифицировано около 3 тыс. иньских иероглифов. В царстве Чжоу письмо и образование были доступны не только верхушке общества. До нас дошло большое количество текстов эпохи Чжоу, которые активно использовались последующими китайскими авторами. В одном из исторических сочинений рассказывается о приказе вана отлить бронзовые доски с нанесенными на них законами, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Данное сообщение свидетельствует о значительном уровне грамотности китайцев в период Чжоу.

Широкое распространение письма привело к необходимости его унификации. На рубеже IX–VIII вв. до н.э. китайские иероглифы были впервые приведены в единую систему придворным историографом Ши Чжоу. Начиная с периода Шан (Инь), для нанесения иероглифов использовали длинные деревянные и бамбуковые планки. В эпоху Чжоу такой способ письма получил всеобщее распространение. Писали вертикально, сверху вниз. Ширина планки была рассчитана только на один иероглиф. Когда планки связывали вместе, получалась своеобразная книга, которую можно было свернуть.

С древнейших времен иероглифы наносили кисточкой из шерсти животных (особенно ценились заячьи кисточки), которую обмакивали в тушь. При необходимости нанести новый текст написанное ранее соскабливали ножом. Отсюда происходит китайское образное название чиновника – «кисть и нож».

Наиболее древними из дошедших до нас памятников поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения из книги «Шицзин» («Книга песен») – древнейшего в Поднебесной собрания песен и гимнов, созданных с XII по V в. до н.э.

Философия. В середине I тысячелетия до н.э. на территории нынешнего Китая существовало несколько десятков небольших государств, которые вели между собой упорную борьбу за лидерство. На это время, получившее условное название эпохи «Борющихся царств» (Чжанъго), приходится творчески продуктивный период в истории духовной культуры Китая. Тогда, в «осевое время» (термин К. Ясперса), сформировался новый тип мышления, связанный с возникновением критической философии и теоретической научной мысли.

Видимо, не случайно основные древнекитайские философские школы сформировались в бурную эпоху, ознаменовавшуюся кризисом, потрясшим основы жизни китайского общества. Взгляды их представителей расходились в рецептах выхода из кризиса.

В последующие периоды религиозно-философские идеи эпохи Чжаньго развивались и дополнялись, но авторитет первых мудрецов оставался непререкаемым для последующих поколений китайских философов.

Кун-цзы – «учитель Кун» (551–479 гг. до н.э.), известный миру как Конфуций, выработал основные принципы учения об устройстве общества и государства. Он стал основоположником религиозно-философской концепции, которую мы знаем как конфуцианство. После его смерти ученики записали высказывания Кун-цзы и объединили их в книгу «Луньюй» («Беседы и суждения»). Философа интересовали проблемы места и роли человека в обществе, нормы поведения, способные стабилизировать отношения в обществе. Его крайне волновали беды, которые постигли страну. Размышляя над их причинами, он разрабатывал программу исправления общественной морали.

Конфуций утверждал, что в прошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшие государством. Они установили справедливые законы, которые отвечали законам мироздания, и народ неукоснительно выполнял их. Это и было причиной процветания страны. Согласно его точке зрения, в современном обществе правители и подданные отошли от древних традиций и общее падение морали не замедлило сказаться: китайское государство приходило в упадок, закончилось экономическое процветание, начались междоусобные войны и набеги варваров.

Конфуций требовал вернуться к традициям древности, чтобы возродить незыблемую мораль в обществе. Одна из основных ячеек общества – семья; она должна строиться на мудром руководстве главы, на сыновней почтительности и уважении старших. Продолжением этой почтительности являлось, по его мнению, поклонение умершим предкам.

Государство он предлагал строить по образцу семьи: народ должен почитать императора как отца и во всем выполнять его распоряжения, а император обязан всячески заботиться о народе. Одновременно император, испытывающий сыновнюю почтительность к воле Верховного отца – Неба, будет советоваться с ним и правильно совершать все обряды поклонения великому божеству. Таким образом, общество будет строиться по иерархическому принципу и каждый человек займет свою социальную нишу.

Приблизительно в одно время с Конфуцием жил Лао-цзы, основоположник религиозно-философского учения о связи человека с природой – даосизма.

Для китайцев Лао-цзы является, безусловно, исторической личностью, с чем не соглашаются некоторые зарубежные китаеведы. Дело в том, что о жизни этого мудреца мы знаем только из нескольких дошедших до нас преданий, которые содержат много мифологических сведений. Перу Лао-цзы приписывают философское произведение «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Уже в названии книги заложены две основные категории данного вероучения. Дао («путь», «метод») – это основа мироздания, его первоначало. Все в этом мире возникло в соответствии с дао, и оно же придает этому миру естественную гармонию, которая распространяется и на человеческое общество. Дао не поддается четкому определению, его осознание возможно только на полуинтуитивном уровне. Дэ («благодать», «благодатная сила») является тем выражением дао, которое придает энергию всему миру, преобразует его. Дао и дэ – одновременно регуляторы морали и порядка в обществе, а потому их постижение является важнейшей задачей и любого мудреца, и каждого человека. Вмешательство в миропорядок тщетно, более того, мудрец должен понимать опасность такого вмешательства. Главным для сторонника даосизма является следование естественному ходу вещей. Дао – вместилище всех сущих и возможных вещей, событий, состояний мира.

Письменность. В эпоху Чжаньго появились первые авторские литературные произведения, основанные на фольклорно- мифологической традиции. Показательно в этом плане творчество выдающегося поэта Цюй Юаня (340–278 гг. до н.э.). Его лирика отличалась изысканностью формы и глубиной содержания. Созданная им ода «Скорбь изгнанника* заложила основу жанра фу, который получил в дальнейшем значительное распространение в китайской поэзии. Другим крупным поэтом эпохи был Сун Юй (290–223 гг. до н.э.). Его лирика пронизана оптимизмом, ощущением радости жизни. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты.

Эпоха династий Цинь и Хань. В итоге долгой и тяжелой борьбы между царствами победу одержало царство Цинь, объединившее под своей властью всю страну. «Циньцами» стали называть всех древних китайцев. Существуют сходные названия Китая (латинское Синэ, английское Чайна, французское Шин). Основатель нового государства Цинь Шихуанди (221–207 гг. до н.э.), что означает «первый император династии Цинь», объявил Китай империей. Вскоре после его смерти власть перешла к династии Хань, которая правила с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Последний год условно считается окончанием китайской древности и началом средневековья.

Еще в период Чжаньго в Китае появились города с полумиллионным населением. В ханьской империи проживало около 60 млн человек, что составляло более 20 % населения тогдашнего мира. Ханьская эпоха считается временем наивысшего расцвета древнекитайской культуры – искусства, архитектуры, литературы, науки. Современные китайцы называют себя ханьцами.

В ханьский период в некоторой степени была преодолена изоляция Китая. Связи с Ираном, Индией, странами Средней Азии и Средиземноморья удалось установить благодаря Великому шелковому пути, протянувшемуся на запад на 7 тыс. км. По этой дороге торговые караваны тянулись друг за другом – «один не упускал из виду другой» (выражение историка Сыма Цяня). Шелк был основным монопольным предметом экспорта Китая в древнем мире.

Письменность. При Цинь Шихуанди произошла масштабная унификация китайской письменности, положившая начало современному письму. Проведение реформы сопровождалось уничтожением при Цинь Шихуанди, противнике конфуцианства, всех книг, написанных с использованием старых систем письма. К концу периода Хань окончательно сложилась графическая система китайского письма, которая, претерпев изменения, существует и по сей день.

С середины I тысячелетия до н.э. в качестве материала для письма начали использовать шелк, но дорогая цена последнего не позволяла сделать еГ0 общедоступным. Во многом благодаря этому во II в. до н.э. появилась лимага – одно из самых значительных достижений китайской цивилизации. Однако далеко не сразу дешевая и удобная бумага вытеснила другие материалы. Представители высших классов еще в период династии Хань предпочитали использовать бамбук и шелк.

Наука. Древний Китай достиг больших успехов во многих областях зарождавшейся науки. Китайцами были сделаны и предвосхощены многие крупные научные открытия.

В древности скрываются корни своеобразной китайской медицины. Во всеобъемлющем труде «Хуан-ди нэйцзин» (середина I тысячелетия до н.э.) подробно описана анатомия и физиология человека, раскрыты методы лечения многих заболеваний. Чжан Чжунцзин (150–219 гг. н.э.) разработал метод диагностики по пульсу, применяемый и сейчас китайской медициной. Начало развиваться иглоукалывание. Древние китайские медики использовали в лечебных целях травы, в том числе чай, который первоначально считался хорошим тонизирующим средством.

Научные знания особенно продуктивно развивались в тех областях, которые имели прикладное значение. Так, большое внимание уделялось изучению природных явлений, тесно связанных с календарными циклами, например, разливами рек. Необходимо было точно определять сроки сельскохозяйственных работ. Китайские астрономы создали первый в мире звездный каталог (V в. до н.э.). Они вычисляли сроки солнечных и лунных затмений, фиксировали появление комет, обнаружили существование пятен на Солнце. Китайский ученый Чжан Хэн (78–139 гг. н.э.) сконструировал небесный глобус, описал 2500 звезд из 320 созвездий, выдвинул теорию безграничности Вселенной. Он же считается создателем уникального сейсмографа.

Древние корни имеют математика и геометрия. Китайские математики использовали число «пи», отрицательные числа, знали десятичные дроби. В Китае был изобретен компас, представлявший собой квадратную железную пластину со свободно вращавшейся на ее поверхности магнитной «ложкой», Ручка которой постоянно указывала на юг.

Литература. Особой популярностью пользовалась историческая литература, основоположником которой был Сыма Цянь (145 или 135 г. – ок. 86 г. до н.э.). Его 130-томная книга «Ши цзи» («Исторические записки») стала вершиной исторической науки древнего Китая. Сыма Цянь излагал свои исторические наблюдения ясным, доходчивым языком, использовал научно-критический метод, отделивший установленные факты от мифологических преданий, и пытался проследить причинные связи между событиями. В дальнейшем китайская историография опиралась на традиции, заложенные Сыма Цянем.

Архитектура. В Цинь-Ханьскую эпоху сложились основные черты традиционной китайской архитектуры. Общественное устройство, формы мышления и религиозные представления наложили отпечаток на архитектуру Китая. Для нее характерен консерватизм, следование канону, раз и навсегда установленным принципам, от которых архитектор не должен был отступать. Даже незначительные детали конструкций и цвета раскраски архитектурных элементов были канонизированы наподобие религиозных догматов.

Древнейшим сооружением, дошедшим до нашего времени, является Великая Китайская стена. Император Цинь Шихуанди возводил ее уже для защиты северных границ государства от набегов кочевников. В основном стена была построена в III в. до н.э. Работы по ее достройке, обновлению и реставрации продолжались с перерывами на протяжении последующих веков.

Первоначально стена сооружалась из щебня и земли, позднее – из камня и кирпича. Высота – 8–10 м, ширина – 5–8 м. Стена возводилась с таким расчетом, чтобы по ней могла пройти шеренга из восьми солдат или проехать четыре всадника (при необходимости по стене проезжали и повозки). Таким образом, такое оборонительное сооружение должно было служить и дорогой. Через каждые 100–150 м устанавливались массивные башни – всего 25 тыс. Невозможно точно установить длину стены: ее начальную и конечную точки по прямой разделяют 2450 км, но стена постоянно петляет; кроме того, есть ответвления. С учетом этого длина составляет примерно 6000 км.

Большое влияние на развитие китайской архитектуры оказало принятие буддизма. В отличие от Индии, где символом этой религии служит ступа, в Китае буддийскими мемориальными сооружениями являются многоярусные башни – пагоды. Многоярусная пагода восходит к архитектуре традиционного китайского жилища. Дальнейшее развитие и широкое распространение пагоды приходится на эпоху средневековья.

Новый подъем китайской культуры относится к средним векам. Однако именно в Древнем Китае были выработаны основные принципы и ценностные ориентиры, на которых традиционная культура и цивилизация базируются до сих пор. Выдающиеся достижения древних китайцев значительно обогатили общее культурное наследие всего человечества.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: