Наблюдение за самостоятельной игрой детей

 

Совместные игры младших детей со старшими бывают более непосредственными, чем игры с воспитателем. В общении младших и старших детей на первом месте стоит игровая задача, которая легко и естественно воспринимается детьми четвертого года жизни как собственная. Описание и анализ игры во «врача», организованной мальчиком подготовительной группы.
Играют двое детей: Вова — 6 лет 10 месяцев и Люда — 3 года 8 месяцев.
Вова. Давай играть во «врача».
Люда. Давай.
Вова. Я — врач. (Он надевает халат, шапочку, берет фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Все делает спокойно, серьезно. Люда смотрит и все время улыбается. Видно, что она рада такому общению).
Вова. Бери куклу и приходи с ней на прием.
Люда с «дочкой» приходит на прием к врачу. Здоровается.
Вова. Садитесь, пожалуйста. Что с вашей дочкой? Что у вас случилось?
Люда. Она кашляет... Горло у нее болит..
«Врач» осматривает куклу, выслушивает ее, делает укол (шприцем без иглы). При этом говорит, что это не больно, раз — и все. Потом выписывает рецепт, отдает его «маме» — Люде со словами: «Будете давать лекарство по чайной ложке три раза в день. До свидания».
Люда. До свидания. (Несколько минут спустя): Вова, а можно я буду врачом?
Вове не хочется уступать роль, явно видна борьба мотивов.
Люда повторяет просьбу. Вова уступает: — Ладно, садись. А ты знаешь, что это такое? (Показывает на фонендоскоп.)
Люда. Трубка, чтобы слушать.
Вова. А это? (Показывает на термометр.)
Люда. Градусник. А у нас дома есть градусник. А один бабушка разбила нечаянно...
Люда приготовилась к приему. Приходит Вова с зайцем на руках.
Вова. Здравствуйте. Доктор, вот зайчик простудился и сильно кашляет.
Люда молча выслушивает, выписывает рецепт, старается все делать так, как делал Вова.
Вова. А еще у зайчика болит зуб. У вас есть машина, которая лечит зубы?
Люда молчит.
Вова. Давай я опять буду врачом.
Люда и Вова меняются ролями. Вова быстро находит заменители для игры в зубного врача. Он присоединяет шнурок к ножке стула и получается «бормашина».
Игра длилась 22 минуты. В игре наблюдалась заинтересованность обоих детей, стремление отобразить в игре личный опыт, собственные впечатления. Но Вова был более активен, он стремился научить Люду выполнять различные игровые действия. Девочка в игре была внимательной и каждую новую игровую ситуацию пыталась сейчас же опробовать в самостоятельной деятельности. Оба ребенка были активны, взаимно вежливы, доброжелательны друг к другу.

 

 
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

 

 

Список литературы.

 

1. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-товпо спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.,1988.

 

2. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М.; Изд.АСТ, 1997

 

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.А.Урунтаева. - М., 2001.

 

5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М., 1978

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: