Проблемы включения России в мировой туризм

В настоящее время развитие туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить восемь основных.

1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках. В 1999 г. вследствие чеченской войны, террористических актов в Москве и других неблагоприятных факторов в ряде государств Россия попала в список направлений, не рекомендованных для туристских поездок. В самом крупном всемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена (единственная из всех 200 территорий) как страна, неблагоприятная для туризма. Негативная информация об общественно-политическом положении в ней не сходит со страниц зарубежной печати, формируя образ нашей страны как зоны повышенного риска. В самой же России до последнего времени не предпринимались согласованные действия по созданию и поддержанию ее туристского имиджа. В то же время большинство государств мира, понимая важность и высокую доходность туризма, направляют солидные средства национальным туристским администрациям на продвижение туристского продукта. Лидирует по данному показателю Израиль – более 200 млн. долларов в год. Испания ежегодно выделяет около 150 млн. долларов, США и Китай – по 70 млн., Франция – 60 млн., Польша – 45 млн. Основные средства, предназначенные для продвижения туристского продукта западных стран, идут на рекламу (в Испании – половина всей выделяемой на продвижение суммы, во Франции – 99%).

Результаты статистических исследований Всемирной туристской организации выявили закономерность между увеличением расходов на рекламу и последующими поступлениями от туризма (см. Приложение 1). Анализ выбранных шести стран показывает, что в среднем увеличение правительственных расходов на рекламу только на 1 доллар приносит в государственную казну 493 доллара от расходов иностранных туристов и около 74 долларов – от новых налоговых поступлений[2].

Очевидно, что и другие формы расходов на стимулирование туристского продукта – выставки, официальные визиты, туристские представительства – могут значительно повлиять на формирование новых туристских потоков. Это подкреплено информацией Центра туристской статистики США, согласно которой 364 млн. долларов, потраченных американскими штатами на продвижение туризма в 2007 г., принесли доход в размере 397 млрд. долларов за счет туристских расходов[3].

В России, безусловно, следует возобновить практику некоммерческой рекламы туристских возможностей страны. В первую очередь необходимо издание базового информационного буклета о России, затем рекламных буклетов о туристских возможностях основных регионов. Следующим этапом должно стать издание рекламно-информационных каталогов по существующим специализированным турам (культурно-познавательным, экологическим, экстремальном, рыболовным и охотничьим, круизным), а параллельно – издание буклета малого формата «Основная информация для туристов» (полезные сведения для иностранцев). Поддерживать рекламную кампанию должны рекламные плакаты, туристские карты России и отдельных регионов, распространяемые не только на выставках, но и через заграничные представительства по туризму. Возрождение информационно-рекламных офисов за рубежом также остается одной из первоочередных задач в области развития въездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальных массовых пользователей, туроператоров и турагентов, для которых следует проводить целевую адресную рассылку рекламной продукции. Следует также возобновить практику проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов.

Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимо создание цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах.

2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы – 69,4%. Учитывая это, можно полагать, что из 2,5 тыс. гостиниц туристского класса в более или менее удовлетворительном состоянии только 765, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте. Лишь 22% российских гостиниц соответствуют мировым стандартам, т.е. могут претендовать на размещение иностранных туристов. При среднем количестве номеров в одной гостинице 250-300, гостиничный фонд России, пригодный для нормального размещения туристов, может быть оценен в 42-50 тыс. номеров. В то же время, по оценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс. номеров туристского класса. Суммарная же общероссийская потребность оценивается в 500-600 тыс. номеров, или около 2 тыс. гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 млрд. долларов. Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечения (аквапарков, тематических парков и т.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных автобусов.

3. Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру.

4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда.

5. Невысокий уровень сервиса, несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги, и воспользоваться ими может только шестая часть гостей столицы. Представители высшего класса занимают большой удельный вес среди посещающих Россию туристов из Германии (43%), Нидерландов (41%), Великобритании (37%). В то же время в общем туристском потоке почти всех стран преобладают представители среднего класса: Германия – 45%, Великобритания – 51, Франция – 32, Италия – 59, Нидерланды – 40%. Мнение иностранных туристов, предпочитающих комфортабельные условия проживания и обслуживания, о российском туризме не способствует формированию привлекательного облика страны. В каталоги зарубежных туристских фирм по России нередко включается предупреждение «не ждите привычного для вас сервиса».

6. Несовершенство законодательной базы. Развитие международного туризма в РФ в последние 20 лет потребовало создания соответствующей нормативно-правовой базы. В 1994-1998 гг. в указах Президента РФ поддержка туризма ставится в число приоритетных задач государства. Приняты программы развития туризма в регионах и субъектах Федерации, в том числе «Концепция развития международного туризма в Москве до 2015 года», а также «Концепция развития туризма в Российской Федерации».

Однако, несмотря на наличие федерального закона и почти 40 законов субъектов Российской Федерации, законодательство о туризме как отдельная совокупность правовых норм так и не сформировалось. Одной из главных причин этого является отсутствие четкого разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области туризма. В настоящий момент некоторые региональные законы и правовые акты противоречат федеральному законодательству или же, дублируя его, не вносят ничего нового в сферу правового регулирования. Федеральный же закон содержит статьи, противоречащие Гражданскому кодексу РФ и закону «О защите прав потребителей». Кроме того, предметом его регулирования является преимущественно туроператорская и турагентская деятельность, он не распространяется на производителей услуг в сфере туризма (гостиницы, санаторно-курортные организации, перевозчиков, экскурсионные бюро и др.), а также не определяет специфику отношений между всеми участниками туристской деятельности.

7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. В России отсутствует принятая в мире система торговли tax-free. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей просто отсутствует. Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.

8. Недостаток квалифицированных кадров, политическая и экономическая нестабильность, обострение криминальной обстановки и межнациональные конфликты, отсутствие реальных инвестиций, сложность получения виз и др. Понимание необходимости развития туризма в России как одной из доходообразующих отраслей экономики привело к тому, что начальные шаги в решении указанных проблем уже сделаны.

• Наблюдается ускорение темпов роста строительства туристских объектов, соответствующих уровню мировых стандартов, а также увеличение объема зарубежных финансовых инвестиций в сферу туризма.

• В 2009-2010 г. в некоторых администрациях на местах созданы ведомства, с различной степенью эффективности регулирующие деятельность в сфере туризма, начата организация информационных туристских центров, выделяются средства из бюджета на продвижение туристского продукта региональных центров, активизируется участие России в национальных и зарубежных туристских выставках.

• Разработана федеральная программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Основная цель программы – создание в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

Совершенно очевидно, что для дальнейшего развития туристской отрасли необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих задач.

1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:

– предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;

– создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;

– упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности[4].

2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:

– разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания цикловых теле- и радиопрограмм в России и за рубежом, регулярной рекламно-информационной работы в периодических средствах массовой информации;

– издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно – информационной печатной продукции;

– организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;

– восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющего функции рекламно-информационных офисов;

– создания и поддержки официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

– проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;

– организации Дней РФ в основных странах, направляющих туристов в Россию.

3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы.

4. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:

– разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения;

– создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: