Тенденции развития рынка труда в Беларуси

В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР – 2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленное решение следующих задач:

· до 2010 г. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

· после 2010 г. – достижение качественной и количественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Основные усилия в указанные периоды необходимо направить на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда, совершенствование структуры рабочих мест, содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы, создание системы поддержки малого бизнеса, развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, широкое внедрение альтернативных видов занятости и режимов гибкого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности. [6, c. 204-205]

Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров.

Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.

    Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

    Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

    Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения. [7, c. 454-457]

 

                                           Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.

Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую,

кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в функционировании рынка труда.

Государственное воздействие на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должно стать неотъемлемой частью общей системы регулирования экономики и социальной политики нашей страны. Беларусь может и должна в полной мере учесть и использовать опыт многих государств в создании механизмов реализации активной политики занятости, формирования полноценного рынка труда.

 

 

Литература

 

1. Азаренко А.В. Организация труда и заработной платы. – Мн.: 2006, 239 с.

2. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: учебное пособие. – М.: 2001, 208 с.

3. Колосницына М.Г. Экономика труда: учебное пособие – М.: Магистр, 1998, 238 с.

4. Корнейчук Б.В. Экономика труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007, 286 с.

5. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие/ А.Л.Мазин. – М.: 2007, 574 с.

6. Микроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева – Минск: БГЭУ, 2007, 415 с.

7. Национальная экономика Беларуси: учебник/ Под ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2006, 751 с.

8. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник – М.: 2007, 900 с.

9. Слабко О.О. Состояние и меры регулирования региональных рынков труда в Республике Беларусь. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007, №1.

10. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007.

11. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php

 

 

                                          Приложения

 

 

Схема 1

Основные направления государственного регулирования занятости

Политика занятости населения

 

 


Регулирование спроса на                                                        Регулирование предложения

 рабочую силу                                                                                         рабочей силы

 

 

                                       Достижение полной, продуктивной

                                       и свободно избранной занятости

                                                               населения

        

 

                                                   Система регуляторов

 


                                                

 

 

 

 

 


   Формирование                            Повышение                          Повышение

     рациональной                           качества рабочей                 мобильности

    структуры                                       силы                                 рабочей силы

    занятости                                                                            

                                                                                                                 Создание

    Стимулирование              Развитие непрерывной                 единого              

     создания новых               системы образования                   территориального

     рабочих мест                    и переподготовки кадров,           рынка труда

                                                    в том числе на производстве  

    Оказание финансовой                                                                  Развитие внешней

    помощи предприятиям                                                                  трудовой

    с целью сохранения                                                                       миграции

     рабочих мест

 

     Содействие развитию малого                                     Совершенствование

      и среднего бизнеса                                                      социальной защиты

                                                                                                 населения от безработицы

                                                                     

                        Усиление гарантий занятости                      Создание системы

                        для лиц с ограниченной                           страхования от безработицы

                         трудоспособностью                              

                                                                                                                                                 

    Внедрение нестандартных  Организация оплачиваемых

    форм занятости и гибких    общественных работ         

     режимов труда                





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: