Образ Демона в произведениях М.Ю. Лермонтова, А. Рубинштейна, М.А. Врубеля

М.Ю. Лермонтов создал уникальное по силе воздействия на читателя произведение – поэму «Демон». Неслучайно спустя много лет появляется опера А. Рубинштейна «Демон» и картины М. Врубеля (Приложение 2).

Существует довольно распространенное мнение, что незаслуженно забытых сочинений не бывает. История, рано или поздно, все расставляет по своим местам. В 2003 году в Мариинском театре показали новую постановку оперы Антона Рубинштейна «Демон», с режиссурой Льва Додина и под управлением Валерия Гергиева. Премьера её состоялась в Париже.

Сценическая судьба «Демона» сложилась счастливо. Его в одном только Мариинском театре ставили шесть раз. Три раза – до революции, и три раза – после, уже в Кировском театре. Известности «Демону» добавило то, что в 1905 году, в спектакле Коровина-Головина партию мятежного духа спел сам Федор Шаляпин. С той поры в коллективной музыкантской памяти навеки закрепились стереотипы исполнения партии и сценическая традиция поведения мятущегося романтического героя. Демон: весь в черном и с сумрачной думой на челе, облик романтического героя-бунтаря с роскошными развевающимися власами (собственная шевелюра Евгения Никитина, исполняющего партию – 2003 г.). Романтическая оболочка образа – налицо. Преодолеть клишированный образ своего героя Никитин мог только через музыку; знаменитые сольные номера партии – ария, ариозо, монолог и прочие – самые удачные места оперы. Общее впечатление довершают внушительность фигуры и медально четкие черты лица; в общем, по природной органике и фактуре Евгений к партии Демона подходил почти идеально.

Опера Рубинштейна прочно встроена в отечественный культурно-исторический контекст. Ее даже в музыкальных школах проходят, в программе музыкальной литературы.

Герои всех этих произведений в чём-то схожи и чем-то отличаются. Лермонтовский Демон мятежен, непримирим, знающ и мудр, прекрасен и коварен, вместе с отрицанием в его душе живёт и жажда идеала, стремление к восстановлению гармонии. Демон в опере отличается от лермонтовского гордого «духа отрицания», мятежного борца против Бога. Демон у Рубинштейна – одинокий, страдающий – ищет сочувствия и любви (в этом он близок герою картины Врубеля). Неслучайно партия Демона основана на мягких, певучих, плавных мелодических линиях («Не плачь, дитя», «На воздушном океане» см. Приложение 3).

Юный Демон есть у Врубеля. Его, как и Лермонтова, много лет преследовал этот «могучий образ». Широко открытые, бездонные, полные муки глаза… Воспалённые, запёкшиеся от внутреннего огня губы. Взор, полный отчаяния и гнева, устремлён куда-то прямо перед собой. Это голова гордого мыслителя, проникшего в тайны Вселенной и негодующего на царящую в мире несправедливость. Это голова страдальца-изгнанника, одинокого мятежника, погруженного в страстные думы и бессильного в своём негодовании. Таков Демон на одном из рисунков Врубеля.

На картине Врубеля «Демон сидящий» (1890) изображён сильный юноша с длинными мускулистыми руками, как-то удивительно беспомощно сложены, и совсем детским, наивным лицом. Кажется, если он встанет, то это будет длинный-длинный, быстро выросший, но ещё не вполне сложившийся подросток. Физическая мощь фигуры особенно подчеркивает беспомощность, детскость выражения лица с опущенными углами мягкого, немного безвольного грустного рта и детским выражением печальных глаз, точно он только что плакал. Юноша демон сидит на вершине горы и смотрит вниз, в долину, где живут люди. Вся фигура, взгляд выражают бесконечную тоску одиночества. Врубелевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческой мощи и, как у Лермонтова, одинок, охвачен тоской, но в отличие от поэмы, в которой Демон –«Царь познанья и свободы», в картине преобладает чувство безграничной, непреодолимой тоски. Жгучая тоска светится в глазах, она мучительно сковывает руки Демона. И если в опере Демон пытается излить свою тоску Тамаре, то на полотне он один на один с Космосом, он изображён на фоне бездонного простора Вселенной.

Так же как поэма Лермонтова имеет несколько вариантов, так и Демон Врубеля представлен во множестве набросков и готовых работ, он многолик.

Если говорить о музыкальной интерпретации, то каждый исполнитель роли Демона привносит, в образ героя что-то своё.

 

 



Заключение

 

Поэма «Демон» дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает в себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими.

Демон страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость. Одну минуту своих «непризнанных мучений» он ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Но Демон также и образ символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

«Дух критики, – писал Герцен, – вызван не из ада, не с планет, а из собственной груди человека, и ему некуда исчезнуть. Куда бы человек не отвернулся от этого духа первое, что попадается на глаза, – это он сам со своими вопросами».

Символический смысл образа Демона раскрыл Белинский. Демон, писал он, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины как истины, красоты как красоты, блага как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага… он тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. И, пока эта новая истина для вас только призрак, мечта, предположение, догадка, предчувствие, пока не сознали вы её, не овладели ею, – вы добыча этого демона и должны узнать все муки неудовлетворенного стремления, всю пытку сомнения, все страдания безотрадного существования».

Через несколько лет после смерти Лермонтова Огарев говорит о Демоне так:

В борьбе бесстрашен он, ему грубит отрада,

Из праха он всё строит вновь и вновь,

И ненависть его к тому, что рушить надо,

Душе свята, так как свята любовь.

В поэме «Демон», создававшейся Лермонтовым на протяжении десятилетия, много противоречий. Они сохранились и на последних этапах работы. Свой труд над поэмой Лермонтов не закончил. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839–1840) назвал его «детским бредом». Он писал:

Мой юный ум, бывало, возмущал

Могучий образ, меж иных видений,

Как царь, немой и гордый, он сиял

Такой волшебно сладкой красотою,

Что было страшно… и душа тоскою

Сжималася – и этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался – стихами.

В поэме присутствуют все черты романтизма: крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты; народные предания, фольклор, прекрасный и величественный мир природы, ярко выраженное отношение автора – в демоне черты самого автора поэмы.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников. Всё это мы видим в произведении М.Ю. Лермонтова «Демон».

Итак, мы решили поставленные перед собою задачи и подтвердили гипотезу. Особый интерес для меня представлял поиск материала о создании поэмы и её продолжение в произведениях живописи, графики и музыке. В дальнейшем хотелось бы рассмотреть материал о постановках поэмы «Демон» на театральной сцене.

В процессе работы я научилась

· выделять черты романтизма в произведениях литературы;

· узнала, что поэмы, рассказы, сказки могут подвигнуть на появление новых произведений искусства – живописи, музыки.

 

 



Литература

лермонтов романтизм поэма демон

1. Вацуро В.Э. К цензурной истории «Демона» // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 410–414. http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/vacuro-demon.htm

2. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 79.

3. Краевский А.А. Воспоминания: (В пересказе П.А. Висковатова) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 312–313.

4. Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – С. 635.

5. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М.: Современник, 1985. – С. 222–225.

6. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.-Л.: Наука, 1964. – С. 190.

http://all-biography.ru/alpha/l/lermontov-mixail-yurevich-lermontov-mi…

7. http://www.askort.com/? item_id=2763

8. http://www.belcanto.ru/demon.htmlhttp://www.tanais.info/art/vrubelab3.html (Врубель и Лермонтов Демон)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: