В Республике Беларусь

 

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах:

-стабильности законодательства;

-непротиворечивости законодательств между собой;

-регулирование посредством законов наибольшей части отношений;

-открытости для изучения законодательных актов любому человеку;

-защищенности инвесторов от неправомерных действий госорганов;

-унификация нормативно-законодательных актов, соответствие международной системе правового обеспечения инвестиционной деятельности.

В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики

Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность.

В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.

Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.

Однако, начиная с изменений в Инвестиционный кодекс, внесенных Законом от 1 ноября 2004 года, перечень льгот для коммерческих организаций с иностранными инвестициями начал сокращаться. В силу этого Закона коммерческие организации с иностранными инвестициями лишились налоговых и таможенных льгот. Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых доля иностранного инвестора в уставном фонде составляла более 30%, больше не освобождались от уплаты налога на прибыль от реализации собственных товаров, работ, услуг в течение трехлетнего периода с момента объявления первой прибыли, включая первый прибыльный год. Кроме того, они уже не могли получать льготы еще в размере 50% по налогу на прибыль в течение следующих трех лет в отношении особо важной для Беларуси продукции, перечень которой утверждался Правительством. Но те организации, которые были созданы до вступления в силу этого Закона, то есть до 1 января 2005 года, продолжали пользоваться указанными льготами. Уже тогда все коммерческие организации с иностранными инвестициями лишились возможности ввоза на таможенную территорию Беларуси товаров в качестве вклада иностранного участника в их уставный фонд с, освобожденного от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных платежей.

Однако, за исключением двух указанных выше видов льгот, все остальные льготы коммерческих организаций с иностранными инвестициями продолжали сохраняться вплоть до вступления в силу следующего Закона.

18 июля 2006 года был принят Закон «О внесении изменений в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь», суть которого заключается в уравнивании правового статуса коммерческих организаций с национальными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями путем полной ликвидации льгот для иностранных инвесторов.

Закон от 18 июля 2006 года исключил возможность для предприятий с иностранными инвестициями пользоваться в течение 5 лет с даты приобретения статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями тем законодательством, которое действовало на дату ее регистрации в случае, если после её создания принимались акты законодательства, ухудшающие положение и условия её деятельности. В связи со вступлением в силу этого Закона указанная привилегия больше никак не влияет на правовой режим коммерческих организаций с иностранными инвестициями, то есть они в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Беларусь, действующим для всех коммерческих организаций.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями с августа 2006 года лишились и своих важнейших льгот в сфере осуществления внешнеторговой деятельности, то есть экспортно-импортных операций. Если раньше коммерческая организация с иностранными инвестициями, в уставном фонде которой доля иностранного инвестора составляла более 30%, были вправе без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию, работы, услуги собственного производства, то сейчас при отсутствии таких лицензий они не вправе осуществлять данные операции.

Формально лишились коммерческие организации с иностранными инвестициями и привилегий в области ценообразования. До вступления в силу этого Закона такие организации были вправе самостоятельно устанавливать цену на продукцию, работы, услуги собственного производства. С августа 2006 года они как все иные юридические лица, должны принимать все ограничения в сфере ценообразования, установленные в Беларуси.

Наконец, с августа 2006 года коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляла более 30%, больше не освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг собственного производства.

Так сказать, это был перечень тех льгот, которыми в Беларуси обладали предприятия с иностранными инвестициями в период с 1991 по август 2006 года и которых они лишились.

Но в Законе «О налогах на доходы и прибыль» всё ещё содержится норма, согласно которой, освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Однако данная льгота распространялась, только на организации, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляла более 30% до 1 января 2005 года. Указ Президента № 285 от 19 мая 1999 года содержит норму, согласно которой предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, не распространяются на коммерческие организации с иностранными инвестициями (кроме платных медицинских услуг, оказываемых ими). Но эта норма не освобождает такие организации от регистрации цен (тарифов) и подготовки их экономистами обоснований применяемых цен. Различия в правовом статусе коммерческих организаций с иностранными и национальными инвестициями всё ещё остаются, но они лежат не в налоговом поле, а касаются только порядка их государственной регистрации и формирования уставного фонда. И сейчас, согласно статье 77 Инвестиционного кодекса, коммерческими организациями с иностранными инвестициями признаются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем $20 тысяч.

Однако белорусское государство всё же предпринимает определённые шаги, направленные на установление налоговых льгот для иностранных инвесторов, которые должны способствовать их привлечению в страну.

К числу нормативных актов, действие которых направленно на создание благоприятного инвестиционного климата, можно отнести Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 года № 12 «О парке высоких технологий».

В соответствии с Декретом № 12 был создан Парк высоких технологий, направлениями деятельности которого являются:

- разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики;

- экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения.

В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.

Резиденты Парка высоких технологий освобождаются:

- от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

- от налога на прибыль;

- от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Земельные участки в границах Парка высоких технологий на период строительства на них резидентами этого Парка, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности, не облагаются земельным налогом. Основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка высоких технологий, расположенные на его территории, не облагаются налогом на недвижимость.

Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка - индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход не включаются.

Страховые взносы по обязательному государственному социальному страхованию не начисляются на часть дохода (выплат) работников Парка и его резидентов, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены такие взносы. Это не касается работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков.

Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси для осуществления видов деятельности, которые могут осуществляться в этом Парке. Перечень таких товаров утверждается президентом Беларуси.

Ставка для уплаты налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5%, если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь.

Оффшорный сбор не взимается с резидентов Парка высоких технологий при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам).

Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами Парка высоких технологий от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) при осуществлении видов деятельности, которые могут осуществляться в таком Парке.

В соответствии с этим же Декретом юридические лица, не являющиеся резидентами Парка высоких технологий, реализующие (планирующие реализовать) бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, зарегистрировавшие такие проекты, вправе использовать льготы, сопоставимые с льготами резидентов Парка высоких технологий.

Как видно, льготы, предоставленные для резидентов Парка высоких технологий просто беспрецедентны, и должны служить достаточно высоким стимулом для привлечения инвестиций в сферу информационных технологий. Однако стоит отметить, что, как само создание Парка, так и предоставление столь значительных налоговых льгот его резидентам и сотрудникам было продиктовано не только стремлением дать толчок к дальнейшему развитию белорусских IT-технологий. Также планировалось вывести «из тени» оффшорное программирование, продукты которого отправляются за рубеж, а доходы поступают на счета иностранных компаний, контролируемых владельцами такого бизнеса в Беларуси. Ведь многие небольшие белорусские фирмы, ведущие деятельность в сфере оффшорного программирования, до сих пор не становятся резидентами Парка, чтобы не попасть под более пристальный контроль государства за их деятельностью, несмотря на тот колоссальный объем налоговых льгот, которыми бы они могли воспользоваться, будучи резидентами Парка высоких технологий.

Но льготы, предоставленные данным Декретом, действуют лишь в узкой сфере экономики. Куда более привлекательными для создания благоприятного инвестиционного климата являются льготы, предоставленные Декретами президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 года № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населённых пунктов» и от 28 января 2008 года № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)».

Декрет № 9 определяет, что организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельских населенных пунктах, при осуществлении в этих, а также в иных сельских населенных пунктах, деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи лицензий в особом порядке.

Такие организации и индивидуальные предприниматели:

- с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года освобождаются от уплаты налога на прибыль, а также налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся на территории сельских населенных пунктов;

- при осуществлении на территории сельских населенных пунктов деятельности в области строительства, промышленности строительных материалов не производят с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года отчисления от себестоимости строительных, в том числе ремонтно-строительных, а также специальных и монтажных работ в инновационные фонды;

- освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд организации, имеющей право на применение особого порядка.

Условием предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость является подтверждение соответствующего районного (городского) исполнительного комитета;

- имеют другие льготы.

Не вправе применять особый порядок и соответственно воспользоваться вышеуказанными льготами организации и индивидуальные предприниматели:

- применяющие упрощенную систему налогообложения;

- уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, сбор за осуществление ремесленной деятельности;

- осуществляющие одновременно деятельность на другой территории;

- производящие подакцизные товары;

- производящие или реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней;

- осуществляющие лотерейную, торгово-посредническую, туристическую (за исключением агроэкотуризма), риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность в сфере игорного бизнеса, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.

Декрет № 1 от 28 января 2008 года устанавливает, что коммерческие организации как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданные (за исключением созданных путем реорганизации) с 1 апреля 2008 года, с местом нахождения в населенных пунктах с численностью населения до 50 тысяч человек, при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах вправе в течение пяти лет со дня их создания не исчислять и не уплачивать:

- налог на прибыль и сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, при представлении в налоговый орган сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства);

- иные налоги и сборы, не указанные выше (за исключением НДС, налога на доходы от операций с ценными бумагами, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, налога за использование природных ресурсов (экологического налога), налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента).

Коммерческие организации (иностранные инвестиции в уставном фонде должны составлять не менее $20 тысяч) в течение пяти лет со дня создания освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

В соответствии с Декретом № 1 в отношении коммерческих организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также осуществлении внешней торговли товарами собственного производства не применяются:

- меры нетарифного регулирования путем введения количественных и (или) иных ограничений;

- исключительные права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров;

- требование обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа";

- установление минимальных при импорте и максимальных при экспорте цен на товары;

- специальные процедуры закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями.

При осуществлении хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь по производству товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации, коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе:

 

- самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

- самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

- самостоятельно определять поставщиков или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства и для собственного производства;

- самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам, но не ниже ее минимального размера, определенного Советом Министров Республики Беларусь;

- страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь.

Декретом № 1 предусмотрен ряд исключений, направленных на не применение предусмотренных им льгот для субъектов хозяйствования, осуществляющих некоторые виды деятельности.

Освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Стоит отметить, что вышеперечисленные льготы, предоставляемые инвесторам Декретами от 20 декабря 2007 года № 9 и от 28 января 2008 года № 1, касаются коммерческих организаций, расположенных и осуществляющих деятельность только в сельской местности и малых городах. Сопоставив их с льготами, которые ранее предоставлялись предприятиям с иностранными инвестициями Инвестиционным кодексом, можно увидеть, что они практически аналогичны. Перечень льгот последними Декретами был немного расширен, но в результате территориального ограничения, можно сказать, что число предприятий с иностранными инвестициями, которые смогут ими воспользоваться, сократилось, так как большинство предприятий создаётся именно в крупных промышленных центрах, располагающих квалифицированной рабочей силой.

Но время покажет, поверят ли этим новым льготам иностранные инвесторы, особенно уже столкнувшиеся с отменой возможности для предприятий с иностранными инвестициями пользоваться в течение 5 лет законодательством, которое действовало на дату их регистрации в случае, если после их создания принимались ухудшающие их положение и условия деятельности акты

В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы: Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций.

Указом №413 вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству.

 

 

        

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: