Анализ проведения аттестации муниципальных служащих и ее результатов в администрации Вологодского муниципального района

 

Проведение аттестации муниципальных служащих в администрации Вологодского муниципального района регламентирует постановление главы администрации Вологодского муниципального района от 21.12.2001 № 744 Положение «О проведении аттестации муниципальных служащих администрации Вологодского муниципального района»

 

Согласно данному постановлению для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой муниципальной должности муниципальной службы проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Условия проведения аттестации устанавливаются нормативным правовым документами и в соответствии с настоящим уставом, и местными законами.

Это Положение в соответствии с Федеральным законом от 08 января 1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[1], законом Вологодской области от 01января 2006 года «О муниципальной службе в Вологодской области»[2], уставом Вологодского муниципального района устанавливает правовые основы деятельности аттестационной комиссии администрации Вологодского муниципального района, основания и порядок проведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих в администрации Вологодского муниципального района.

В соответствии с главой 1 Положения распоряжением главы Вологодского муниципального района была образована аттестационная комиссия в следующем составе:

Глава 3 Положения о порядке проведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих определяет основания и порядок проведения аттестации муниципального служащего.

Решение о проведении аттестации муниципальных служащих принимается главой Вологодского муниципального района и оформляется соответствующим распоряжением, в котором устанавливается дата аттестации муниципальных служащих.

Муниципальный служащий общего отдела, ответственный за кадровое обеспечение деятельности администрации Вологодского муниципального района до проведения аттестации муниципальных служащих представляет в Комиссию:

– список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

– служебные характеристики муниципальных служащих, подлежащих аттестации,

– должностные инструкции муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

– аттестационные листы предыдущей аттестации муниципальных служащих, подлежащих аттестации

Аттестация муниципального служащего проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего на заседании Комиссии в день, установленный распоряжением главы Вологодского муниципального района. Для муниципального, служащего, отсутствовавшего по уважительной причине (болезнь, командировка), назначается другой день аттестации. При неявке муниципального служащего на заседание Комиссии в день, установленный графиком, без уважительной причины, Комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Аттестация муниципального служащего проводится в присутствии его непосредственного руководителя.

Комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение муниципального служащего, при необходимости – его непосредственного руководителя о служебной деятельности за предшествующий аттестации период. Члены Комиссии вправе задавать аттестуемому муниципальному служащему вопросы и получать на них ответы для достижения целей аттестации муниципального служащего.

Комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий аттестации период и представления им заявления о несогласии с представленной служебной характеристикой вправе перенести аттестацию муниципального служащего на очередное заседание Комиссии.

По результатам аттестации муниципального служащего Комиссия принимает одно из следующих решений:

– о соответствии муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы

– о соответствии муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы при условии выполнения рекомендаций Комиссии с повторной аттестацией через год;

– о несоответствии муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы.

Решение Комиссии, ее рекомендации принимаются в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя. При равенстве голосов членов Комиссии решение принимается в пользу аттестуемого муниципального служащего.

В случае принятия решений о соответствии муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы Комиссия вправе внести на рассмотрение главы Вологодского муниципального района мотивированные рекомендации:  

– о повышении муниципального служащего в должности;

– о присвоении очередного квалификационного разряда муниципального служащего соответствующей группы.

В случае принятия решения о несоответствии муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы Комиссия вправе внести на рассмотрение главы Вологодского муниципального района мотивированные рекомендации:

– о необходимости профессиональной переподготовки (переквалификации) муниципального служащего;

– о понижении муниципального служащего в должности;

– об увольнении муниципального служащего.

По результатам аттестации муниципального служащего составляется аттестационный лист муниципального служащего по установленной форме.

Аттестационный лист муниципального служащего подписывают председатель, заместитель и секретарь Комиссии.

Аттестационные листы муниципальных служащих, а также служебные характеристики муниципальных служащих после проведения аттестации муниципальных служащих направляются в общий отдел администрации Вологодского муниципального района для приобщения к материалам личных дел муниципальных служащих.

С учетом результатов аттестации муниципального служащего и рекомендаций Комиссии глава Вологодского муниципального района принимает одно из следующих решений:

– о соответствии муниципального служащего, замещающего муниципальные должности муниципальной службы;

– о повышении муниципального служащего в должности;

– о направлении муниципального служащего на профессиональную переподготовку (переквалификацию) за счет средств бюджета Вологодского муниципального района;

– о понижении муниципального служащего в должности;

– об увольнении муниципального служащего.

Анализируя мероприятия по проведению аттестации муниципальных служащих Вологодского муниципального района, необходимо отметить, что данным мероприятиям принадлежит значительная роль в создании системы оценки персонала администрации, которая предусматривает решение целого комплекса задач:

– соблюдение на практике принципов муниципальной службы; обеспечение законности муниципальной службы;

– формирование высокопрофессионального кадрового персонала муниципальной службы;

– выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе;

– применение к муниципальному служащему мер дисциплинарного воздействия, стимулирование его деятельности, повышение ответственности за порученное дело.

В настоящий момент в штате администрации Вологодского муниципального района насчитывается 78 муниципальных служащих.

Положительной тенденцией стал факт омоложения состава (по возрасту) муниципальных служащих. Если в 2001 году работники до 30 лет составляли всего 8% общей численности штата, то в 2008 году составляют уже 33%.

В целях обновления, омоложения кадров, способных быстро реагировать на изменения окружающей среды, пойти на риск, стратегически мыслить, быстро определять эффективность нововведений, оперативно перестраивать работу коллектива и свою собственную, используется ротация, перепрофилирование, аттестация, работа с резервом кадров и другие формы, отвечающие неизменному требованию: новые кадры должны превосходить по уровню предшествующие.

Наблюдается преобладание мужского персонала на должностях всех уровней, хотя в последние годы появился некоторый приток специалистов – женщин в администрацию, что позволяет уменьшить сложившуюся диспропорцию мужчин и женщин в аппарате администрации.

Образовательный уровень муниципальных служащих администрации характеризуется следующими параметрами. Сложилась устойчивая тенденция к уменьшению числа муниципальных служащих без высшего образования.

В настоящее время в резерве на высшие должности (заместители главы) находятся 3 человека: 1 – в ближнем резерве и 2 – в дальнем резерве.

В соответствии с Положением о порядке проведения квалификационных экзаменов и аттестации муниципальных служащих в администрации Вологодского муниципального района регулярно проводится аттестация муниципальных служащих.

По результатам аттестации (квалификационного экзамена) в отношении муниципальных служащих принимается одно из следующих решений:

Соответствует замещаемой должности, присвоить соответствующий разряд.

 Не соответствует замещаемой должности.

 Аттестация (квалификационный экзамен) может быть перенесен ввиду неявки муниципального служащего по уважительной причине.

В случае успешного прохождения аттестации (сдачи квалификационного экзамена) готовится проект правового акта о присвоении муниципальному служащему соответствующего квалификационного разряда.

Решение и рекомендации по итогам квалификационного экзамена муниципального служащего принимаются открытым голосованием в отсутствие муниципального служащего. Голосование проводится при наличии не менее 2/3 от установленного числа членов аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим считается голос председателя комиссии.

Результаты аттестации (квалификационного экзамена) сообщаются муниципальному служащему непосредственно после голосования и отражаются в протоколе.

Протокол аттестации (квалификационного экзамена) подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими экзамен у муниципального служащего с приложением всех материалов, представленных в аттестационную комиссию для проведения квалификационного экзамена.

С протоколом аттестации (квалификационного экзамена) муниципальный служащий знакомится под роспись. В протоколе может быть отражено особое мнение членов аттестационной комиссии.

В случае неудовлетворительной сдачи квалификационного экзамена муниципальным служащим, которому на момент сдачи квалификационного экзамена квалификационный разряд не был присвоен, муниципальный служащий замещает должность муниципальной службы без присвоения квалификационного разряда.

В случае неудовлетворительной сдачи квалификационного экзамена муниципальным служащим, которому на момент сдачи квалификационного экзамена уже был присвоен квалификационный разряд, ему сохраняется ранее присвоенный квалификационный разряд.

При неудовлетворительной сдаче квалификационного экзамена, равно как и при неявке на экзамен без уважительной причины, муниципальный служащий вправе сдать его повторно в срок, определяемый аттестационной комиссией, но не ранее чем через 6 месяцев.

Аттестационная комиссия дает рекомендации по повышению в должности, изменению должностного оклада, повышению надбавки за особые условия муниципальной службы, поощрению за достигнутые работником успехи, включая в резерв на выдвижение.

В 2007 году проведена аттестация муниципальных служащих, проаттестовано 147 человек (включая сельские администрация). Аттестационная комиссия приняла решение, что все муниципальные служащие соответствуют занимаемой должности, но некоторым работникам высказаны замечания по улучшению работы и повышению профессионального уровня.

В результате за последние три года поступило в Северо-Западную академию государственной службы и ее филиал в г. Вологде 16 человек.

В условиях социально-экономических реформ существенно меняется структура и задачи органов местного самоуправления, усложняется управленческая деятельность, возрастает персональная ответственность должностных лиц муниципальной службы за принимаемые решения. Ведь расширение полномочий органов местного самоуправления и, в связи с этим, выполнение ими ряда функций, присущих ранее вышестоящим органам управления, требуют от муниципальных служащих соответствующих знаний и опыта для реализации этих функций.

 

Заключение

 

По результатам исследования, проведенного в данной работе, можно сделать следующие выводы.

Важнейшим инструментом осуществления местного самоуправления является муниципальная служба.

В настоящее время происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления, изменяется порядок формирования органов местного самоуправления, устанавливаются новые принципы организации муниципальной службы.

Сегодня созданы условия для функционирования высокопрофессионального, компетентного, нравственного управленческого аппарата в муниципалитетах.

Одним из важнейших событий в развитии местного самоуправления стало принятие Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Закон установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения о муниципальных служащих. В связи с этим возрос интерес к проблемам становления и развития муниципальной службы, т.к. успех становления и развития местного самоуправления во многом определяется кадровым потенциалом муниципальных образований.

Аттестации муниципальных служащих принадлежит значительная роль в создании системы оценки персонала органов местного самоуправления, которая предусматривает решение целого комплекса задач:

– соблюдение на практике принципов муниципальной службы; обеспечение законности муниципальной службы;

– формирование высокопрофессионального кадрового персонала муниципальной службы;

– выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе;

– применение к муниципальному служащему мер дисциплинарного воздействия, стимулирование его деятельности, повышение ответственности за порученное дело.

Под аттестацией муниципальных служащих понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего муниципального органа.

Итак, аттестация – это деятельность, которая раскрывается в полном объеме только при эффективном функционировании ее механизма.

Эта деятельность осуществляется на протяжении всех этапов аттестации: подготовка аттестации; проведение оценки и осуществление контроля за работой служащих; принятие решения соответствующим руководящим органом или руководителем по результатам аттестации; реализация рекомендаций аттестационных комиссий по совершенствованию работы служащих и всей администрации в целом; разрешение возникающих споров, связанных с проведением аттестации и ее результатами; подведение итогов аттестации; распространение передового аттестационного опыта.



Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: с изменениями на 25 июля 2003 г. - М.: Юрист, 2003. - 43 с.

2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 131-ФЗ от 6.10.2003 г. // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 24. - Ст. 396.

3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - 10. - Ст. 1152.

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.

5. Постановление администрации главы администрации Вологодского муниципального района «О проведении аттестации муниципальных служащих администрации Вологодского муниципального района» от 21.12.2001 № 744.

6. Устав Вологодского  муниципального района

7. Авсеенко В.И. Муниципальное право // Закон и право. - 2001. - 7. - С. 23-24.

8. Атаманчук Г.В. Муниципальное право России: Уч. пособие. - Ставрополь: Изд-во СКГИ,2007. - 79 с.

9. Базарова Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М: ЮНИТИ, 2007. - 197 с.

10. Батурина О.В. Аттестация и управление рабочим поведением // Кадровый менеджмент. - 2004. - 1. - С. 23-26.

11. Богуш М.В. Некоторые проблемы определения понятий на примере Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" // Местное право. - 2006. - 10. - С. 62-68.

12. Большаков А.С. Менеджмент: Уч. пособие. - СПб: Питер, 2007. - 198 с.

13. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. - СПб.: ООО "Питер Принт", 2006. - 14 с.

14. Вильямский В.С., Дедяев В.М. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. - М.: Юрайт, 2006. - 115 с.

15. Дятлов В.Я., Кибанов, Пихало В.Т. Управление персоналом: Уч. пособие для вузов. - М.: Финансы, 2008. - 196 с.

16. Красавин А.С. Документы для аттестации служащих / А.С. Красавин // Справочник кадровика. 2001. - № 1. – С.12.

17. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрид. лит., 2007. - 584 с.

18. Магура М.И., Курбатов М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 27 с.

19. Муниципальный менеджмент / Под ред. Т.Г.Морозовой. - М.: ИНФРА, 2006. - 172 с.

20. Правовое регулирование труда муниципальных служащих / М. В. Бондаренко. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2001

21. Седых Р.К. Аттестация и оценка персонала. - М.: Юрайт, 2004. - 274 с.

22. Щербин В.А. Формы аттестации работников / В.А. Щербин // Служба кадров. 2004. № 12.

 

 


[1] Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 224– утратил силу с 1 июня 2007 года.

[2] Закон Вологодской области от 01 января 2006 г. № 73-КЗ «О муниципальной службе в Вологодской области» // Информационный бюллетень ЗСК № 17, стр. 17.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: