Понятие креативного менеджмента

Введение.

В наше время рынок товаров и услуг переполнен однотипными фирмами-производителями. Они выпускают одинаковый товар либо предоставляют однотипные услуги и отличаются друг от друга лишь названиями. Это обуславливает высокий уровень конкуренции. Перед руководителями данных компаний встает вопрос: как же стать лидером в своем деле и не дать другим занять это место? Именно поэтому возникает необходимость в постоянном развитии, внедрении инноваций и предложении новых, оригинальных и нестандартных идей. Эти и многие другие факторы привели к возникновению креативного менеджмента. Под креативным менеджментом подразумевается деятельность по управлению творческим процессом.

Творческими работниками раньше было принято называть деятелей литературы и искусства. На самом деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление.

Сам процесс творчества начинается с поиска идей. Основанием этого поиска являются - проблемы, цели, задачи организации.

Происходит все более активное проникновение творчества из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Не стала исключением и сфера управления. В теории управления в последнее время все больше внимания стали уделять проблеме широкого использования креативного потенциала менеджеров и топ-менеджеров предприятия [1]. Во многих институтах и университетах появляются специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков инновационных творческих решений в управлении и бизнесе. Так же широкое применение нашли многочисленные курсы и тренинги, которые способствуют усовершенствованию творческого потенциала и помогают научиться находить креативные идеи. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.

Реализуются решения, направленные на сокращение объема рутинного труда в компаниях, на передачу такого управленческого труда компьютерам, машинам и автоматам. Соответственно высвобождается время, которое персонал, особенно управленческий, может тратить на творческую деятельность. Специалистами все более ценится не только и даже не столько уровень оплаты труда, сколько возможности творческой самореализации, свободы творчества.

В современном западном менеджменте управление процессами формирования новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту».

Одной из характеристик творческих способностей (креативности) выступает интеллект. Как сложный механизм интеллект включает креативность как свою собственную часть, т.е. креативность и есть естественный механизм работы мозга при решении возникающих проблем, а креативный менеджмент призван не только управлять наукоемкими производствами и творческими коллективами, но и проявлять искусство, принимать единственно правильное решение в непредвиденных ситуациях [2].

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение внедрения, использования и развития креативного мышления в работе менеджера, а так же системы управления процессом принятия креативных решений творческими сотрудниками, коллективами и т.п.

Для достижения вышеуказанной цели написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

· Дать характеристику креативному управлению. Изучение самого процесса креативного управления.

· Что такое креативная личность. Дать характеристику творческому процессу. Определить какие существуют препятствия проявления креативности и какие существуют методы развития и стимулирования творческого потенциала личности.

· Изучение основных методов психологической активизации мышления человека, методов систематизированного поиска идей и методов целенаправленного решения творческих задач. Т.е. изучение способов активизации мышления и их результатов.

При написании курсовой работы использовались следующие методы научных исследований: методы экспериментального исследования, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод, метод количественной и качественной обработки материалов, работа с библиографическими источниками, работа с литературными источниками.

Курсовая работа состоит из двух глав: теоретической и практической. Так же курсовая работа содержит в себе 3 таблицы, 1 рисунок, 1 приложение и 17 литературных источников.

 


 


Глава I: «Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера»

Тема 1: «Креативное управление»

Понятие креативного менеджмента.

Начало внедрения творческого подхода в управленческую деятельность произошло сравнительно недавно, но характеризовался этот процесс очень быстрыми темпами развития. Творчество стало неотъемлемой частью управления. Как результат появился вид менеджмента, отвечающий за управление творческим процессом – так называемый «креативный менеджмент». Для начала необходимо внести ясность, как соотносятся понятия «творчество», «творческое мышление» и «креативность».

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творческое мышление – это способность генерировать необычные и новаторские идеи, находить принципиально новые, уникальные решения, создавать новый взгляд на вещи, связывать предметы или образы так, как их раньше не связывали.

 Креативность (или дивергентные способности) - способность порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта.

Критерии креативности:

1. Беглость - количество идей, генерируемых в единицу времени

2. Оригинальность - способность производить «уникальные» идеи

3. Восприимчивость - чувствительность к необычным деталям и противоречиям

4. Метафоричность - готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения мыслей.

Креативность (от лат. Creatio – созидание, сотворение) – творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Креатира (от лат. Creatira – созидание, творение) – а) творение; б) ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего покровителя. Например: человек – творение бога (создателя).

Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования экономической системы (предприятия, фирмы и т.д.).

Управление – деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в обществе, природе, технике, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужно состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды.

Менеджмент – особая форма управленческой деятельности. Управлением различными сферами деятельности занимаются различные виды функционального менеджмента. Началом сферы инновационный деятельности является творческая деятельность человека по созданию интеллектуального продукта от идеи до новшества – этой областью деятельности и занимается креативный менеджмент.

Креативный менеджмент – это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы [3].

Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Необычайно популярная в настоящее время методика показывает эффективность там, где не «справляются» остальные системные стратегии и является весьма актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полетом творческой фантазии.

Интеллектуальный капитал – это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно использовать для создания наращивания капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.

Вся деятельность экономических систем отражается в накоплении капитала, а творческая деятельность накоплением «интеллектуального капитала». На рис.1 показана структура формирования интеллектуального капитала.

Рис.1

В сегодняшнем понимании капитал формируется из физического и интеллектуального. Физический капитал – результат определённых действий в прошлом; интеллектуальный капитал – затраты в прошлом, доходы в будущем. Различия и общность капиталов показаны в табл. 1.

 

Физический Интеллектуальный
Материальная природа Результат действий в прошлом Аддитивный Преимущественно финансовая оценка Организация владеет всем капиталом Нематериальная природа Оценка действий в будущем Неаддитивный Комбинация стоимостных и нестоимостных оценок Организация владеет капиталом лишь частично

Таблица 1

Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем.

Основное приложение креативного менеджмента – это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала.

Цели креативного менеджмента:

1. Дать человеку знания

2. Обеспечить его информацией

3. Побудить человека к творческой деятельности

4. Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда

5. Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.

Человеческий капитал – часть интеллектуального капитала, которое имеет непосредственное отношение к человеку (знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, их культура труда). Этот капитал является принадлежностью человека. Когда интеллектуальный капитал становится собственностью организации, он переходит из разряда человеческого капитала в разряд потребительского капитала, а это уже товар, который является объектом купли-продажи. Часть человеческого капитала всегда остаётся с человеком и перемещается вместе с ним (знание, опыт, навыки, творческая способность, имидж, мораль, культура и т.д.).

На создание своего интеллектуального капитала человек делает физические и прочие затраты постоянно в течение своей жизни, а на выполнение физической работы только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические возможности человек всегда имеет при себе и может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя затраты прошлых периодов.

Задача организации (менеджмента) создать привлекательные условия для человеческого капитала и исключить его миграцию. Задача креативного менеджмента обеспечить активную, эффективную, творческую (интеллектуальную) деятельность человека (человеческого капитала) [4].

М. Тринг: «творческую сущность изобретения составляет новый конструктивный принцип, который не может быть получен из известных идей путем логического вывода» [5]. Такие инновации должны обладать следующими характеристиками [6]:

1. Креативной силой – высокой новизной и полезностью.

2. Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.

3. Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.

4. Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.

В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идейв настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах.

Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей [7-9]. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.

Под креативным менеджментом понимается управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.

Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).

Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области [8].

Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового.

Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования. Креативность всегда являлась основным источником развития общества.

Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины XVII в. и до первой половины ХIX в., она про- являлась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. – в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.

В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.

Креативность имеет следующие основные формы:

· научную(открытия)

· техническую (изобретения)

· экономическую (предпринимательство)

· художественную (искусство)

· социальную (отношения с людьми)

· политическую(государственное управление)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: