Глава 2. Особенности развития глобализации на современном этапе

3. 1. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов

Постепенно глобализация захватывает все аспекты экономической деятельности человечества, но сегодня можно выделить несколько важнейших направлений:

· глобализация технологий

· глобализация рынков и усиление роли транснациональных корпораций в мировой и национальных экономиках

· глобализация управления мировым хозяйством

Применение развивающихся компьютерных и коммуникационных технологий дает возможность поддерживать экономические связи в масштабе всей планеты. Образуется единое информационное пространство – технологическая база глобальной экономики. Центром притяжения формирующейся системы стала группа промышленно развитых стран, которые часто называют субъектами глобализации (в отличие стран – объектов глобализации, развивающихся и постсоциалистических).

Создание и продажа новейших технологий (метатехнологий) позволяет странам-субъектам глобализации получать от этого своего рода монопольную прибыль, так как сегодня они обладают в этой области глобальными конкурентными преимуществами. Особенность метатехнологий в том, что получающие доступ к их применению страны не могут конкурировать в их производстве с создателем технологий, оставаясь исключительно пользователем. Предоставляемые развитыми странами метатехнологии обеспечивают подъем эффективности отстающих экономик, но ценой отмирания национальных технологических разработок, морально устаревающих к моменту выхода в производство.

Другая важная особенность глобализации технологий – в смещении акцента с создания и распространения товаров на формирование определенного типа экономической психологии и культуры. В дополнение к коммуникационным метатехнологиям широкое распространение получают организационные метатехнологии, которые включают технологии управления и технологии формирования массовой экономической психологии. Организационные технологии ориентированы на сознание и культуру населения страны-разработчика. Это значит, что господствующей сегодня является западная модель, что вызывает сомнения в ценностях глобализации во многих странах, особенно с традиционной, восточно-ориентированной культурой.

Последствия применения глобальных технологий неоднозначны. Современные информационные сети позволяют связать в единую производственную систему пространственно разделенные технологические процессы в мировых масштабах. Точное сопряжение технологических процессов сокращает время и затраты на создание конкретного товара. Особенность глобального экономического уклада – непрерывное совершенствование техники и технологий. Опасность состоит в возможности произвольного воздействия на массовое сознание, культурной агрессии через рынок информации и товаров, обесценении традиционных для национальных хозяйств технологий.

Глобализация технологий постепенно приводит к тому, что главным источником экономической мощи становится не капитал, а интеллект. В конце ХХ века один доллар, вложенный в научные исследования и опытно-конструкторские разработки в США, приносил прибыль в четыре доллара. Но это, в свою очередь, порождает проблему изъятия интеллектуальных ресурсов странами – субъектами глобализации из развивающихся стран.

Информационные технологии меняют структуру производства. Растет доля общественного продукта, создаваемого гибкими малыми и средними предприятиями. Одновременно крупные предприятия преобразуются в ТНК, организующие производство и обмен на уровне глобальной экономики.

Признаком глобализации стало появление новой организационной формы реализации крупных проектов – “виртуальное предприятие”. Это объединение на контрактной основе всех участников разработки, производства, продажи и дальнейшего обслуживания какого-либо товара. Особенность в том, что все предприятия, участвующие в процессе, независимо от страны размещения, действуют по единым стандартам.

Информационные технологии снижают трансакционные издержки и негосударственные барьеры на вход в рынок. Их совершенствование и распространение на все большее количество отраслевых и национальных рынков ведет к постепенному стиранию границ между ними, образованию единого рынка. Наибольшей глубины проявления глобализации достигли на финансовом рынке.

Развитие коммуникационных технологий позволяет транснациональным корпорациям практически мгновенно переводить финансовые ресурсы из одной страны в другую. Это создает чрезвычайно высокую возможность спекулятивного перелива капитала и чрезмерно усиливает роль сферы финансовых услуг в мировой экономической системе, порождает нестабильность финансового рынка.

ТНК являются основными субъектами глобальной экономики и наиболее активными проводниками элементов глобализации экономических отношений. ТНК, размещая свои предприятия, неизбежно трансформируют  экономические механизмы национальных хозяйств, способствуя их включению в глобальную экономику.

В свою очередь, ТНК вынуждены изменять собственные экономические механизмы с учетом условий и традиций страны размещения предприятий. Если этого не происходит, то ТНК либо не добивается успеха в продвижении на национальном рынке (производство не растет, продукт не покупают), либо успех может вносить краткосрочный характер в силу обострения противоречий между ТНК и национальным хозяйством. Так, например, в случае размещения экологически грязных производств отстающие страны все чаще ужесточают законодательство и требуют возмещения понесенного в предшествовавшие годы ущерба.

Но ТНК несут и положительное следствие глобализации – дальнейшее распространение общих “правил игры”. Проблема в том, что пока внедрение общих правил экономической деятельности является скорее лозунгом, чем реальной практикой. Тем не менее, утверждение этого принципа в сознании сможет принести пользу на следующем этапе глобализации всем странам и послужить основой для получения положительных результатов.

Концентрация финансовой и информационной мощи приводит к формированию глобальных монополий. Это порождает необходимость создания наднационального механизма контроля их деятельности, так как традиционное антимонопольное регулирование на уровне отдельного государства окажется неэффективным, когда экономические возможности глобальной монополии превышают возможности правительств отдельных стран. Существует проблема создания механизма регулирования рынка на глобальном уровне. Современные особенности глобализации ставят под сомнение существующие механизмы макроэкономического регулирования, так как глобальный рынок неоднороден, в высокой степени монополизирован.

Вследствие данного процесса меняется понятие национального суверенитета, международное право. Многие авторы отмечают, что происходит передел сфер влияния в мире между странами и их объединениями, регионами.

Процесс глобализации, первоначально протекавший стихийно, постепенно становится сознательно направляемым, организованным. На первом этапе глобализация мирового хозяйства подталкивалась экономически развитыми странами и их ТНК. Теперь формируется собственный регулирующий центр глобализации на базе МВФ, ВТО и других международных организаций, хотя некоторые видят в этом угрозу демократическому управлению со стороны глобальной бюрократии.

Научная дискуссия продолжается и вокруг возможных перспектив глобализации экономических отношений. Ученые и практики разделились на две группы. Первые (в основном неолибералы) считают, что глобализация приведет к унификации национальных экономик, к объединению в едином рынке. Это обеспечит максимальную реализацию возможностей всех стран.

Их противники утверждают, что глобализация усилит разнонаправленность экономического развития, усилит различия между странами, каждая из которых по-своему реагирует на вызовы глобализации. Вследствие этого обострятся противоречия мирового хозяйства.

Постепенно в науке и практике происходит осознание существующих в процессе глобализации противоречий, предпринимаются попытки выдвинуть предложения, реализация которых способствовала бы их смягчению. В глобальной экономике особенно возрастает роль государственного регулирования. Должна произойти активизация государства (от национальных правительств до муниципалитетов). Основная задача государства – защита граждан от негативных последствий глобальных экономических процессов.

4. 2. Место и роль Республики Беларусь в глобализационном процессе

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

Стратегия республики на международной экономической арене определяется ее положением в системе мировых хозяйственных связей. Периферийные страны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентоспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.

Опыт государств с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5% годовых, что в 1,5—2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993 г. В виде первой транши кредита по линии фонда системных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.

В сентябре 1995 г. Было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.

Однако роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики в течение нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы. Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лу­ка­шенко отметил, что в последние месяцы у Беларуси сложились самые хорошие отношения с Международным Валютным Фондом. Однако в настоящее время кредитов республика брать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько лет назад потребность в займах МВФ была.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг) Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн., импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с первым кварталом 2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4%, а импорт уменьшился на 13,5%.

Характеризуя наши отношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

На примере расширяющихся деловых связей Беларуси с фирмами Германии можно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецким бизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам.

Поэтому в последние годы ключевое значение в Беларуси придается работе по приближению национальных стандартов к мировым требованиям качественных характеристик производимых товаров. Действующий фонд стандартов по машиностроению и приборостроению, изделиям электронной техники и электротехнической продукции уже на 70—80 процентов соответствует международным требованиям.

Мировая практика свидетельствует, что в ходе проведения хозяйственной трансформации ныне успешно действующие страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежными партнерами и никогда полностью не полагались на стихию рыночных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современных государств включает сочетание методов обеспечения свободной конкуренции и, где это необходимо, — введение протекционистских средств. Причем такое сочетание предполагает, в первую очередь, учет национальных интересов.

В полном согласии с такой тенденцией нынешние акценты в стратегии западных стран по отношению к Республике Беларусь из сферы военно-полити­ческого противостояния постепенно смещаются в область экономики. Беларусь подвергается ужесточению экономической блокады, а в сотрудничестве с ее главным партнером — Россией — отчетливо прослеживается стремление западных стран к достижению односторонних преимуществ, сдерживанию развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для нее отрасли промышленности, устранению с мировых рынков конкурентоспособных российских товаропроизводителей.

Понимание особенностей нынешней системы международных хозяйственных связей, определяющим фактором которых является глобализация мировой экономики, ставит перед нашей республикой задачу выработки новой внешнеэкономической стратегии. Без ее успешного решения и практической реализации невозможно дальнейшее движение вперед по пути социально-экономического прогресса.

 

 

Заключение

Вступление человечества в XXI в. Ознаменовалось множеством кардинальных перемен во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни. Важнейшая из них — становление глобальной экономики, когда мировое экономическое пространство становится единым полем для крупного бизнеса, когда география размещения производительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.

В этих условиях, ни одна страна, в том числе и Беларусь, не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал. Опоздать, не приспособиться к реалиям времени — значит безнадежно отстать, оказаться на обочине новой постиндустриальной цивилизации.

Глобализация означает процесс роста целостности мира, который распространяется на все области жизни общества: экономическую, политическую и культурно-идеологическую. Пока ещё не сформировался единый подход к понимаю природы и сущности этого явления. Существуют различные теории, направленные на изучение глобализации: теория мировых систем, теория всемирной культуры, теория всемирного правления, теория глобального капитализма.

Глобализация экономики – это процесс роста экономической интеграции на основе ускорения научно-технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также дерегулирования и либерализации международной торговли и движения капитала. Его движущими силами выступают прогресс в технологиях (особенно коммуникационных и транспортных), сокращение барьеров в международной торговле и движения капитала, формирование глобальных институтов, таких как ВТО, МВФ, Всемирный банк и другие.

Глобализация экономики проявляется в опережающем росте мировой торговли по сравнению с мировым производством, прямых и иностранных инвестиций, международной миграции рабочей силы, глобальном распространении знаний и технологий.

Расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе. Уже сегодня нужно найти эффективные методы преодоления негативных тенденций, препятствующих более тесному включению нашей республики в мировые экономические процессы, приливу иностранных инвестиций в народное хозяйство страны, чтобы отстоять национальные интересы государства, с наименьшими потерями приспособиться к условиям глобального рынка.

 

 

Список литературы

1. Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики: учебное пособие.-М.: ИКЦ “АКАДЕМКНИГА”, 2004.c.25-33.

2. Годин Ю. Открытость не в ущерб безопасности. Экономическая интеграция Беларуси и России и мировые процессы глобализации. — Мн.: Беларуская думка, 2001, № 2.

3. Гурова И. П. Мировая экономика: учеб. для студентов.-М.: 2007.c.108-125.

4. Козловский В. В., Лутохина Э. А. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб. пособие.-Мн.: ИВЦ Минфина, 2005г.с.108-140.

5. Меньшиков С. Глобализация как важнейший феномен современности.-Вопросы экономики.-М.2004.с.147-151.

6. Чибриков Г. Г. Глобализация и ее формы. Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика 4/2006.c. 44-58.

 

 

Приложение

Таблица 1

Развитие мировой экономики (годовые приросты в %)

1981-1990 1991-2000 1988 1989 1990 1998 1999 2000

Валовый внутренний продукт

3,4 3,2 4,6 3,7 2,7 2,5 3,0 3,6

Мировой экспорт товаров и услуг

4,7 6,2 3,6 3,7 6,2

Доля мирового экспорта товаров и услуг в мировом ВВП в %

18,4 21,4 18,1 18,7 19,3 22,9 22,7 23,2

 

 

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: