Традиционные проблемы новой Индии

 

По степени развития буржуазных отношений Индия опережает большинство других РС, однако ни одна из них не имеет такого груза "традиционных" проблем, как Индия. Основными среди них являются: национализм полутора десятков крупных народов страны и связанная с этим языковая проблема, микронационализм малых народностей и племен ("национализм несуществующих наций"), кастовость индуистского общества, раскол индийского общества по религиозному признаку (20 млн. сикхов, 100 млн. мусульман, 800 млн. индусов), коммунализм, регионализм, сепаратизм и др.

   Кастовая структура сохранилась практически в том же виде, что и до независимости. Ее влияние на развитие страны двойственно: с одной стороны, кастеизм играет роль стабилизирующего фактора, смягчающего классовые противоречия в крайне поляризованном индийском обществе, поскольку поведение человека в кастовом обществе определяется не классовой, а кастовой принадлежностью. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, но воспринимает вопиющее неравенство как социальную норму и не претендует на повышение своей роли в экономике и политике. Кастеизм существенно сдерживает потенциальный размах террористической деятельности в индусской среде. Однако, с другой стороны, консервирующая роль кастовой структуры противоречит задачам социально-экономического развития.

Проблема сохранения единства страны

  В Индии на сегодняшний день достаточно сложная как внутриполитическая, так и внешнеполитическая обстановка. Тем не менее Индия уже более полувека успешно существует как единое государство на территории, где никогда до этого единого государства не было. Фактически современная Индия – это новый и беспрецедентный государственный феномен, из существования которого можно извлечь полезные уроки и для новой России. Единство индийского государства поддерживается несколькими основными факторами.

   Во-первых, это внешние факторы, связанные с неурегулированностью взаимоотношений с Пакистаном и Китаем. Раньше это называлось враждебным окружением. Известно много примеров из истории, когда враждебное окружение становилось наиболее мощным фактором консолидации страны. Индии в этом отношении «повезло» – его не нужно придумывать, это реальный фактор существования страны. Индо-китайская и несколько индо-пакистанских войн и пограничных конфликтов, а также ситуация в Кашмире на десятилетия заморозили отношения Индии с ее наиболее крупными соседями. Однако после отделения Бангладеша от Пакистана и образования лояльного к Индии государства геополитическое положение страны существенно улучшилось, можно сказать, потеряло критический характер. С военной точки зрения с 1973 года Пакистан перестал быть равным для Индии соперником. Последующая взаимная демонстрация двух стран способностей по созданию собственного ядерного оружия, похоже, отрезвила политиков обеих государств. Как признак новой фазы отношений бывших непримиримых врагов следует отметить если не совместные усилия по борьбе с сепаратизмом в Кашмире, то по крайней мере близость позиций двух стран по этому вопросу.

   Еще Шарль Монтескье сделал вывод о том, что «малые страны гибнут из-за внешних сил, а большие – вследствие внутренних конфликтов».[10] Поэтому второй фактор, обеспечивающий единство страны, – последовательная политика индийской правящей элиты, направленная на создание обстановки гражданского согласия в стране. Как это ни парадоксально, этому способствует перенаселенность страны. Все пригодные для жизни территории уже заселены. Любой конфликт в случае его обострения вызовет массовые жертвы как среди виноватых, так и среди правых. В то же время ни один народ, ни одна этническая группа не могут рассчитывать на бескровное выделение территории своего компактного проживания из состава страны. Естественно, что основная масса населения противится как национальному, так и религиозному экстремизму.

    Первая забота государства – это борьба с терроризмом. Гибель от их рук двух премьер-министров, Индиры и Раджива Ганди, похоже, навсегда научила индийские власти бдительности. В столице и в аэропортах постоянно демонстрируется готовность силовых структур к противодействию террористическим акциям. У ворот всех государственных учреждений оборудованы укрепленные блок-посты. Каждый въезжающий автомобиль независимо от его принадлежности тщательно обыскивается и осматривается с помощью специального приспособления на наличие взрывных устройств, прикрепленных к днищу. Кстати, это приспособление в виде зеркала на двух колесиках с металлической ручкой очень пригодилось бы и у нас.

    Второе направление – последовательная федерализация страны. В момент своего создания Индия представляла собой конгломерат провинций Британской Индии и относительно самостоятельных княжеств. Кроме того, на территории страны сохранялись небольшие португальские (Диу, Даман, Гоа) и французские колонии (Пондишери). Постепенно местные феодалы были отправлены в «почетную отставку», статус и система управления всеми территориями были унифицированы.

Третье направление деятельности государства – ликвидация чрезмерных социально-экономических контрастов между богатыми и бедными штатами и союзными территориями.

Наконец, возможно, основной фактор государственного единства – английский язык. Именно в Индии начинаешь понимать, что такое «язык межнационального общения» для существования единого государства, хотя в некоторых штатах Индии трех-четырехязычие – норма. Но следует  все же признать, что для Индии наряду с хинди английский язык, которым владеет не только вся элита и средний класс страны, а также  и подавляющая часть городского населения, является государственным вовсе не потому, что это «наследие тяжких колониальных времен». Без английского языка Индия не состоялась бы как единое государство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: