Глава 2. Экспериментально – опытная работа по использованию игры как средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

 

Диагностика уровней развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

 

Для развития словеснойпамяти младших школьников в процессе изучения на базе СОШ № 1 г. Ишим был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 1 «А» класса (5 девочек, 5 мальчиков); ученики 1 «Б» класса (7 девочек, 3 мальчиков). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Испытуемых мы разделили на контрольные и экспериментальные группы. Контрольная группа – 1 «А» класс, экспериментальная – 1 «Б» класс. Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня развития словесной памяти младших школьников.

2 этап – формирующий этап - реализация условий развития словесной памяти младших школьников в процессе игры.

3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня развития словесной памяти детей младшего школьного возраста, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня развития словесной памяти использовался следующий критерий:

1.Точность запоминания  точность проявляется в запоминании содержания информации, которая предлагается ребенку.

На основе выделенного критерия, а также для обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития словесной памяти у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок (в среднем 1—2 ошибки). Для учащихся характерно стремление к активному поиску приемов, облегчающих запоминание, и использование их: 1) воспроизведение материала в том порядке, в каком он предъявлялся, 2) повторение, 3) припоминание, 4) перессказывание единиц материала, 5) проговаривание и т. п.

Средний уровень - простейшие мнемические приемы: повторение, проговаривание. Однако эти испытуемые не всегда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилия воли, поэтому часто допускают ошибки.

Низкий уровень - с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания. У них очень медленно образуются связи и дифференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и с относительно большим количеством ошибок.

С целью определения уровня развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста мы использовали методику Джекобса:

Методика «Классификация изображений предметов».

Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном

порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводиться опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа[8,c.65].

Данные проведенного эксперимента в приложении 2 и приложении 3.

После проведения методики Джекобса, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень – имеется лишь у одного ребенка из контрольной и 1 ребенка из экспериментальной группы. Эти дети с легкостью запомнили и воспроизвели материал, но допустили 1 ошибку, так как методика была для детей не очень интересной.

Средний уровень – дети, допустившие от 3 до 4 ошибок. В контрольной группе трое ребят допустили ошибки в заданиях, а в экспериментальной группе – 4 ребенка. Детям было тяжело запоминать материал и распределять по группам.

Низкий уровень – дети, допустившие от 5 до 10 и более ошибок. Таких детей оказалось намного больше. В контрольной группе 6 ребят, в экспериментальной – 5. Дети без заинтересованности выполняли данное задание, часто отвлекались. С большим трудом смогли правильно распределить и запомнить 1-2 карточки.

Таким образом, в ходе проведения методики для развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста были получены следующие результаты:

Низкий уровень развития словесной памяти: 11 человек, дети допустили от 5 до 10 и более ошибок.

Средний уровень развития словесной памяти: 7 человек, дети допустили от 2 до 4 ошибок.

Высокий уровень развития словесной памяти: 2 человека, дети допустили по 1 ошибке.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: