Для того, чтобы определить, насколько эффективной оказалась реализована в экспериментальной группе игра, мы снова обратились к той же самой методике, которая была проведена на констатирующем этапе эксперимента.
Методика «Классификация изображений предметов»
Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном
порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводиться опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа[8,c.65].
Данные проведенного эксперимента в приложении 4.
После повторного проведения методики Джекобса, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень – имеется лишь у одного ребенка из контрольной и 1 ребенка из экспериментальной группы. Эти дети с легкостью запомнили и воспроизвели материал, но допустили 1 ошибку, так как методика была для детей не очень интересной.
Средний уровень – дети, допустившие от 3 до 4 ошибок. Детям было тяжело запоминать материал и распределять по группам.
Низкий уровень – дети, допустившие от 5 до 10 и более ошибок. Дети без заинтересованности выполняли данное задание, часто отвлекались. С большим трудом смогли правильно распределить и запомнить 1-2 карточки.
Таким образом, в ходе проведения методики для развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста были получены следующие результаты:
Низкий уровень развития словесной памяти: 1 человек, ребенок допустил 5 ошибок.
Средний уровень развития словесной памяти: 4 человека, дети допустили от 2 до 4 ошибок.
Высокий уровень развития словесной памяти: 5 человек, дети допустили по 1 ошибке или не допустили ни одной.
При реализации игры, которая проводилась у учащихся экспериментальной группы (10 человек), были использованы игры: «мамины помощники», «составлялка», «найди недостающее», «хип-хоп». И мы получили следующие результаты эксперимента:
Низкий уровень: -
Средний уровень: 3 человека
Высокий уровень: 7 человек
Гипотезу исследования мы полностью подтвердили: развитию словесной памяти детей младшего школьного возраста будет способствовать игра.
Заключение
При проведении исследования, мы изучили особенности развития словесной памяти в младшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала посредством игры.
А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, словесная память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.
Многие ученые выделили и обозначили, что с помощью игровых приемов, дети младшего школьного возраста лучше понимают и усваивают материал.
В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что развитие словесной памяти в процессе игры является более эффективной. Выявили, что ребенок запоминает лучше, проигрывая какие-либо роли или играя, а так же стихотворения, потешки, скороговорки, пословицы, при этом развивается словесная память. Простой набор слов будет труднее запомнить, потому что дети могут просто не понять смысл текста. В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Поэтому, чтобы дети развивали словесную память и воспроизводили нужную информацию, нужно дать поручения или задания, которые непосредственно связаны с основным видом деятельности детей этого возраста — игрой. Интерес к игре способствует развитию словесной памяти, так как создает сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий. Есть различные способы развития словесной памяти младших школьников, но по мнению многих ученых, мы выяснили, что более эффективным средством является – игра.
В ходе проведения методики для развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста были получены следующие результаты:
Низкий уровень развития словесной памяти: 11 человек, дети допустили от 5 до 10 и более ошибок.
Средний уровень развития словесной памяти: 7 человек, дети допустили от 2 до 4 ошибок.
Высокий уровень развития словесной памяти: 2 человека, дети допустили по 1 ошибке.
При реализации игры, которая проводилась у учащихся экспериментальной группы (10 человек), были использованы игры: «мамины помощники», «составлялка», «найди недостающее», «хип-хоп». И мы получили следующие результаты эксперимента:
Низкий уровень: нет
Средний уровень: 3 учащихся
Высокий уровень: 7 учащихся
Таким образом, в рамках данной курсовой работы задачи были реализованы полностью, гипотезу исследования мы подтвердили: развитию словесной памяти детей младшего школьного возраста будет способствовать игра.