Федеральное агентство по образованию
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Маркетинг и менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: маркетинг
На тему:
План маркетинга на предприятии
ОАО «РЕФМА»
Автор работы:
студент группы Ком –
____________/_____________/
“_____” ___________ 200__ г.
Руководитель работы:
__________________________
___________/______________/
“_____” ___________ 200__ г.
Работа защищена
“____” ____________ 200__ г.
с оценкой _________________
Челябинск
2007
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие сведения и предварительная проработка вопросов проведения маркетингового исследования…………………………………15
Глава 2. Проведение исследования………………………………………….29
2.1 Объект исследования………………………………………………………. 30
2.2 Общие положения………………………………………………………….. 30
2.3 Область применения холодильных компрессорно-конденсаторных агрегатов производительностью от 0,6 до 3кВт, предполагаемая структура распределения по сферам использования…………………………………….. 31
|
|
2.4 Расчет потребности в холодильных агрегатах
производительностью от 0,6 до 3 кВт на территории Украины…………... 32
2.5 Производители и поставщики холодильных компрессорно-конденсаторных агрегатов производительностью от 0,6 до 3кВт, их предполагаемая доля рынка……………………………………………………. 34
2.6 Агрегаты компрессорно-конденсаторные холодопроизводительностью от 0,6 до 3кВт, предлагаемые ОАО «Рефма». Анализы цен на компрессорно-конденсаторный агрегаты и компрессоры производительностью от 0,6 до 3,0 кВт……………………………………………………………………………….. 36
2.7 Проведенная рекламная компания…………………………………………. 38
2.8 Позиционирование………………………………………………………… 38
Заключение… ………………………………………………………………….. 43
Литература…………… ……………………………………………………….. 45
Введение
Целью курсовой работы является маркетинговые исследования, а также возможность образования стратегических полей деятельностина рынке холодильных агрегатов производительностью от 0,6 до 3 кВт.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть несколько интересующих нас вопросов, касающихся поставленной нами цели. А именно:
· какова структура распределения по сферам использования нашей продукции;
· кто участвует в процессе закупок;
· что больше всего влияет на покупателей;
· какова потребность в холодильных агрегатах производительностью от 0,6 до 3 кВт на территории страны;
· какова предполагаемая доля рынка занимаемая другими производителями конденсаторных и т.д.
|
|
Все эти вопросы требуют дельной информации и анализа, по четко отработанной системе маркетингового исследования. Для того, чтобы попытаться создать то поле деятельности предприятия, на котором будут применены выводы и заключения сделанного анализа.
Маркетинговое исследование произведем на принципах системности, систематичности, объективности, точности и тщательности.
Системный подход к маркетинговым исследованиям заключаются в том, что при анализе рассматриваются внутренняя и внешняя среды в их тесной совокупности и взаимосвязи, во всей их полноте.
Систематичность: маркетинговые исследования должны носить повседневный, а не случайный разовый характер и включать всю совокупность действий или процессов – от сбора информации, ее записи и обработки до анализа.
Принцип объективности означает, что маркетинговые исследования проводятся без каких-либо смещений и должны учитывать все факторы окружающей среды, в рамках которой функционирует маркетинг.
Точность относится к применению инструментов исследования, которые тщательно разрабатываются и используются. Каждый элемент исследования должен тщательно планироваться и выполняться.
Маркетинговое исследование требует больших вложенных средств, при детальном раскрытии потратим много времени, сил. Но рынок насыщен большой конкуренцией и значит, беспощаден к «простакам» и к не информированным людям.
Предприятие, которое представлено в данной работе -ведущее предприятие страны по выпуску холодильного оборудования, на счету которого более чем шестидесятилетний пройденный опыт работы и масштабно охваченный рынок. Исследуемым объектом будет рынок холодильных компрессорно-конденсаторных агрегатов производительностью от 0,6 до 3кВт с конденсаторами воздушного охлаждения.
Все поставленные задачи попытаемся решить более детально и компактно.
Миссия
На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели предприятия - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достигнуть организация.
Цели любой организации определяются с позиций его доходности, рентабельности, материало-обеспечености, количества его клиентуры (и степени ее финансовой обеспеченности), структуры и направлений ее деятельности.
Основная цель любого предприятия (имеется в виду, конечно, коммерческое) - получение прибыли. И наша фирма в данном случае не является исключение. В условиях инфляции фирмам не выгодно заключать долгосрочные контракты. Когда спустя месяц на наш счет приходит оплата то мы конечно же теряем определенные проценты прибыли что приводит к уменьшению роста оборотных фондов тем самым замедляя рост самой фирмы. В этом случае приходиться подымать тарифы на услуги фирмы, либо переносить баланс рабочей силы на торговлю что обычно дает стабильную прибыль. В данное время в Украине замечается рост организаций, что приводит к жесткой конкуренции и попытках создать постоянную клиентуру обеспечивающую постоянный приток денежных и материальных средств.
Не менее важной задачей является обеспечение фирмы постоянными клиентами. Так как самые благоприятные клиенты организаций, частные лица. При работе с клиентами стоит учитывать как бы “принцып весов”: на одной чаше количество работы а на другой время оплаты.. Существует так же работа которая обеспечивает постоянный прирост денежных средств – эта торговля.
Увеличение собственного капитала - задача, которая стоит перед фирмой на протяжении всего периода ее деятельности. Величина собственного капитала определяет его возможности в набора персонала, закупки более качественных материалов, приобретение нового (современного) оборудования и т.п.
|
|
Ситуационный анализ
Ситуационный анализ охватывает всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет взглянуть на истинное положение вещей на предприятии и наметить новые, наиболее перспективные направления развития основной хозяйственной деятельности, в том числе составить перспективный маркетинговый план. Основное внимание при проведении ситуационного анализа уделяется изучению положения предприятия в ее фирменной среде (или микросреде): знание состояния рынка, учет поведения потребителей, оценка реакции предприятия на действия конкурентов, политика относительно поставщиков и посредников и др.
Сущность методики ситуационного анализа заключается в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней микросреды маркетинга и оценке их влияния на маркетинговые возможности предприятия.
Рынки, как и потребности покупателей, постоянно изменяются. Анализ рынка освещает все стороны рынка, в том числе компании, товары, покупателей и общие тенденции. Это позволяет компании определить свое место на нем. Как правило, в анализе рынка рассматриваются следующие вопросы: история рынка; структура рынка; размер рынка; основные тенденции рынка; последние рыночные разработки (см. табл. 1)
Таблица 1 Анализ рынка
Анализируемые объекты исследования (группы потребителей, сегменты рынка) | Оценка | |
Скорее положительная | Скорее отрицательная | |
Количественные характеристики Потенциал рынка Объем рынка Уровень насыщения рынка Распределение рынка между производителями Уровень стабильности потребности Динамика развития цен Фактические данные о прибыли и ее прогноз Качественные характеристики Структура потребностей клиентов Мотивы покупок Вид приобретения Способы получения информации потребителем … | + + + + + + + + + + + |
Анализ оценки конкурентоспособности вашего предприятия относительно выявленных конкурентов лучше всего систематизировать в виде таблицы (см. табл. 2)
|
|
Таблица 2
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия
Факторы конкурентоспособности | Ваше предприятие | Конкуренты | |
№ 1 | № 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Менеджмент предприятия Предпринимательская культура Цели и формулируемые стратегии Система мотивации сотрудников | 4 4 5 | 4 3 4 | 4 5 3 |
Производство Оборудование Гибкость производственных линий Качество производственного планирования и управления Научные исследования Интенсивность и результаты Ноу-хау Использование новых технологий Маркетинг Фаза «жизненного цикла» у важнейших товаров Ценовые стратегии Организация сбыта Продвижение товаров Кадры Возрастная структура Уровень образования Финансы Доля собственного капитала Возможности получения кредитов | 4 4 4 4 4 4 4 4 5 4 4 4 5 | 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 | 5 4 4 5 3 3 4 4 4 4 3 4 4 |
Наше предприятие-67 балов
№1-51 балов
№2-63 балов
Отсюда видно, что наше предприятие вполне конкурентно способно.
STEP – анализ
STEP – анализ (аббревиатура начальных букв английских терминов) представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды предприятия. Сюда включаются следующие факторы:
· Демографические факторы
· Экономические
· Природные
· Научно – технические
· Культурные
· Политические
При проведении анализа этих факторов важно, во-первых, следить за всеми существенными изменениями и новыми тенденциями в макросреде, а во-вторых, выяснить, какие из происходящих процессов являются наиболее важными для конкретного предприятия. Рекомендуется создать аналитический накопитель (банк данных), в котором можно было бы собирать, хранить и систематизировать имеющуюся информацию.
SWOT – анализ
На основе первых двух анализов проводится более детальный анализ маркетинговых возможностей предприятия с использованием методики SWOT – анализа. Используются следующие оценки:
· сильных и слабых сторон предприятия (преимуществ и недостатков)
· возможностей и опасностей рынка.
Сильные и слабые стороны относятся к внутренним характеристикам компании, а возможности и угрозы являются внешними факторами, которые предприятие не может контролировать.
Анализ сильных и слабых сторон в деятельности предприятия позволяет оценить внутреннее состояние предприятия и его возможности относительно рынка, показывает, какие области деятельности и функции предприятия нуждаются в улучшении, поскольку по отношению к рынку являются слабыми сторонами. В то же время такой анализ позволяет определить, какие области и функции следует более полно использовать, поскольку они представляют собой сильные стороны рыночной деятельности. Анализ проводится на основе изучения прошлого и настоящего опыта работы предприятия.
Анализ возможностей и опасностей позволяет предвидеть изменяющиеся благоприятные и неблагоприятные условия рынка (внешней среды) с целью приспособления к ним потенциальных возможностей предприятия для удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. Такой анализ основывается на изучении вероятных изменений будущих тенденций по сравнению с прошедшими и настоящими тенденциями. Пример: матрица SWOT – анализа, разработанная для компании ОАО «Рефма» (см. табл. 3).
Представление результатов SWOT – анализа
Таблица 3
ВОЗМОЖНОСТИ | СИЛА (ПРЕИМУЩЕСТВА) |
- предоставление новых рабочих мест - реконструкция оборудования - расширение производства | - современные материалы и стенды - собственная разработка деталей - гарантийное обслуживание |
ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) | СЛАБОСТЬ (НЕДОСТАТКИ) |
- низкая покупательская способность населения - рост цен на оборудование - конкуренция со стороны западных производителей | - отсутствие единой информационной системы - старое оборудование - необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новое оборудование - неэффективная эксплуатация некоторых новшеств |
При проведении SWOT – анализа могут использоваться различные методические процедуры, в том числе:
· ситуационный анализ с использованием кабинетных и полевых исследований;
· разработка аналитических карт на основе экспертных оценок;
· построение профилей сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с конкурентами;
· позиционирование путем проведения фокус групп, анкетирования и т.п.
GAP – анализ
GAP – анализ представляет собой анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности предприятия.
Цель GAP – анализа – определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если да, установить, как «заполнить» его.
· Конкретное применение анализа разрыва означает следующее.
· Определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в увеличении числа продаж).
· Выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния (через 3,5 лет).
· Определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основному интересу фирмы.
· Установление разницы между показателями стратегического и возможностями, диктуемыми реальным положением фирмы.
· Разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва.
Другой способ применения GAP – анализа – это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скромными прогнозами. Например, если высшее руководство рассчитывает на реальную ставку оборота на вложенный капитал в 20%, но анализ показывает, что наиболее реалистичной величиной будет 15%, требуется обсуждение и принятие мер по заполнению разрыва в 5%.
Заполнение можно произвести несколькими способами, например:
· за счет роста производительности и достижения желаемых 20%;
· за счет отказа от более амбициозных планов в пользу 15%.
Планирование маркетинговых мероприятий
Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий.
Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества обслуживания и ассортимента услуг вслед за изменениями спроса на рынке.
Потребность в планировании вытекает из большого количества конкурентных предприятий все увеличивающегося в период рыночной экономики, разнообразия возможных форм управления предприятием (независимое предприятие, цепи предприятий, франчайзинговый договор, контракт на управление), наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками различных товаров (продукты, оборудование и проч.), фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении предприятием и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.
Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования:
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
· перспективное планирование (прогнозирование);
· среднесрочное планирование;
· текущее (бюджетное, оперативное) планирование.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:
В американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
В английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
В японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Планирование включает в себя определение:
· конечных и промежуточных целей;
· задач, решение которых необходимо для достижения целей;
· средств и способов их решения;
· требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое или текущее (бюджетное).
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
При этом разрабатываются также новые возможности предприятия, например, открытие дополнительных пунктов обслуживания и проч. путем переоборудования простаивающих площадей, приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрения новой технологии.
Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:
· планомерность - это основа управления;
· плановость - принцип управления;
· планирование - важнейшая функция управления;
· плановые задания - метод управления;
Разработка и реализация плана - основное содержание процесса управления.