Вопрос №3)Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

Основание освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности — невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая добиться целей исправления преступника другими, не уголовно-правовыми методами. Освобождение от ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера возможно при наличии следующих взаимосвязанных условий:

1) совершение преступления небольшой или средней тяжести;

2) совершение преступления впервые;

3) положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия. Такая убежденность должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершенности деяния, размер вреда, причиненного именно несовершеннолетним, и т. д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, не имеет глубоких дефектов правосознания, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной либо наркотической зависимостью).

При наличии этих условий уголовное дело прекращается следователем, дознавателем с согласия прокурора либо судом. Прекращая уголовное дело, следователь направляет материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, которая назначает меры воспитательного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях.

Суд, найдя возможным прекратить уголовное дело на стадии предания суду, также направляет его материалы в комиссию. Если же такое решение принято на стадии судебного разбирательства, суд сам применяет меры воспитательного воздействия, названные в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Их — четыре. Все они называются воспитательными, но имеют принудительный характер, т. е. применяются без учета желания подростка и его родителей волей государственных органов, наделенных специальными полномочиями по их применению. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.19

Предупреждение, согласно закону, предполагает разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (детского дома, интерната) состоит в возложении на указанных лиц или учреждений обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Данная мера может применяться как по инициативе названных лиц, так и по решению суда, но с их согласия. Ее применение целесообразно лишь в том случае, если родители и другие лица и организации способны оказать на подростка положительное воздействие.

Возложение обязанности загладить вред применяется в случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его денежной либо трудовой компенсации. Назначается данная мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Заглаживание вреда личным трудом — наиболее эффективная среди прочих мера воздействия на подростков. Денежная компенсация может применяться, но лично подростком (а не родителями, родственниками) получаемых доходов в виде заработной платы, пенсий, стипендий и других законных источников. Этот вид взыскания следует применять крайне осторожно, дабы не спровоцировать нового имущественного преступления, вызванного материальными затруднениями несовершеннолетнего.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, запрет находиться вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без ведома контролирующего органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться. Эта мера воздействия является наиболее серьезной. Она связана с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места учебы или работы. Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель — оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

Приведенный перечень особых требований, предъявляемых к несовершеннолетнему, не является исчерпывающим. В соответствии с законом следственные органы и суд могут, учитывая обстоятельства конкретного дела, применить другие ограничения и предъявить другие особые требования. Данную норму закона следует воспринимать критически по двум причинам.

1. Субъективизм правоприменяющих органов может повлечь за собой нарушение прав и свобод, что не может положительно влиять на воспитание подростка.

2. Расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего. Думается, что анализ практики применения этой нормы позволит пересмотреть ее с тем, чтобы сделать перечень ограничений исчерпывающим.20

Несовершеннолетнему может быть назначена не одна, а несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. Продолжительность срока передачи под надзор и ограничения досуга в законе не указывается. Эта обязанность возложена на орган, назначающий данные меры, что также должно оцениваться критически. В законе необходимо указать хотя бы на минимальные и максимальные сроки, в пределах которых их можно индивидуализировать исходя из конкретных обстоятельств дела. В противном случае возможны грубые нарушения принципа законности.

По нашему мнению, оптимальным сроком для названных мер воздействия должен быть один год. В течение этого периода возможно сделать обоснованный вывод об исправлении подростка либо его стремлении уклониться от исполнения возложенной на него меры; решить вопросы о возобновлении (завершении) учебы, устройстве на работу, установлении опеки, попечительства и т. п.

Формализация сроков, единых для правоприменяющих органов всей Российской Федерации, особенно важна сейчас, так как вновь принятый закон переводит освобождение несовершеннолет­них от уголовной ответственности (с применением предупредительных мер воспитательного воздействия) из безусловного в условное.

В случае систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия она по представлению специализированного государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних, например) отменяется. Материалы возвращаются в тот орган, который вынес постановление (определение) о прекращении уголовного дела, чтобы он решил вопрос о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Систематическим неисполнением следует считать отказ или уклонение от обязанностей, совершенное подростком в третий раз в течение года. Все случаи неисполнения должны быть официально зафиксированы с указанием, какие меры были приняты комиссией.

 

 

Заключение

    Среди актуальных проблем, возникших в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно‑правовых мер борьбы с преступностью к лицам, совершившим преступления. Уголовно‑правовые отношения могут реализовываться в различных формах, в том числе и связанных с освобождением лица от уголовной ответственности. По данной проблеме мной было проведено исследование нормативного материала, научной литературы и периодических изданий. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы относительно природы, оснований и видов освобождения от уголовной ответственности.

    Освобождение от уголовной ответственности есть отказ суда от вынесения обвинительного приговора в отношении лица, виновного в совершении преступления, и связанного с этим применения к нему уголовно – правовых санкций (наказания).

    Для прекращения уголовно – правовых отношений недостаточно установления степени тяжести преступления. Необходимо также, чтобы лицо, совершившее преступление, можно было исправить без привлечения к уголовной ответственности. Такое действие в отношении правонарушителя допускается законодателем уже в силу совершения преступления (впервые) небольшой или средней тяжести. В ряде случаев, из‑за повышенной социальной запущенности правонарушителя его исправление без применения мер уголовно‑правового воздействия за вышеназванную категорию преступлений может исключаться.

    Решая вопрос о прекращении уголовно‑правовых отношений и освобождении лица от уголовной ответственности, необходимо, чтобы правоохранительные органы и суд: во‑первых, в каждом конкретном случае тщательно исследоватли все обстоятельства, относящиеся к преступлению; во‑вторых, всесторонне проанализировали личность преступника, охарактеризовали его как до совершения преступления, так и в момент, и после совершения преступления.

    Уголовным Кодексом РФ предусмотрены следующие виды освобождения от уголовной ответственности: “в связи с деятельным раскаянием”, “в связи с примирением с потерпевшим”, “в связи с изменением обстановки”, “в связи истечением сроков давности”, “освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия”.

    Представляется, что в условиях перехода к рыночным отношениям, построения правового общества и государства, эти виды освобождения от уголовной ответственности будут способствовать исправлению лиц, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, и реализации принципа гуманности в деятельности правоохранительных органов.

 

 

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Фонд. Правовая культура, 1996. – 552c.    

2. Уголовный Кодекс РФ. – СПб: Изд-во “Литера”, 1998 г. – 176с.

3. Гражданский кодекс РФ. – М. – СПб: ИТД “Герда”, 1998 г. – 550с.

4. Уголовно – процессуальный кодекс РСФСР. М.: Изд – ая группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 280с.

- Специальная литература

5. Аликперов Х.Д. Преступность и компромисс. Баку, 1992 С. 173 – 175.

6. Барков А.В. Уголовный закон и раскрытие преступлений. Минск. 1980 г. - 245с.

7. Брайнин Я М. Уголовная ответственность и её основание в советском уголовном праве. М., 1963.-25с.

8. Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М., 1975.-162с.

9.  Елеонский В.А. Поощрительные нормы и их значение в деятельности ОВД. Хабаровск, 1984г. – 90с.

10.  Забрянский Г.И. Ответственность несовершеннолетних. Закон и реальность. М., 1999. 15с.

11. Келина С. Г. “ Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности, М., наука, 1974.

12. Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. Наумова А.В. - Москва. “Юристъ” 1997 г. – с.862с.

13. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд – ая группа ИНФРА. М – НОРМА, 1996. – 832с.

14.  Лейкина Н. С. личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.-31с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: