Порядок формирования, структура и краткая характеристика компетенции Городской Думы Нижнего Новгорода

 

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителем, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Представительную власть нельзя отождествлять с властью законодательной, поскольку не всегда и не всякая представительная власть включает законодательные полномочия (так, осуществляющие представительную власть муниципальные советы не принимают законодательные акты) и, наоборот, не всякая законодательная власть осуществляется органами представительной власти (например, законодательная власть абсолютного монарха). Кроме того, представительная власть, помимо нормотворческих, имеет контрольные, а иногда и распорядительные и иные полномочия. В конституционном праве различаются сословное, национальное (народное), корпоративное, конфессиональное, региональное и этническое представительство.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Такие органы являются юридическими лицами, имеют расчетный счет и печать в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Второй признак юридического лица - самостоятельная имущественная ответственность; третий - самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени; четвертый - организационное единство, т.е. обладание устойчивой структурой, единством воли, обеспечиваемым едиными руководящими органами.

Представительный орган любого города - это его Городская Дума, которая действует в соответствии с принятым ею Регламентом. Представительный орган Нижнего Новгорода - городская Дума Нижнего Новгорода. Она действует также в соответствии со своим Регламентом (принят в 2006 г.) и наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Для реализации своих полномочий Дума принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, а также решения по вопросам организации деятельности Думы. Нормы, регулирующие деятельность городской Думы Нижнего Новгорода, содержатся в статьях Конституции Российской Федерации, законодательстве РФ и Нижегородской области, Уставе Нижнего Новгорода.

Регламент городской Думы города Нижнего Новгорода определяет порядок организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода, правила и процедуру рассмотрения вопросов и принятия правовых актов.

Соблюдение Регламента обязательно для депутатов Думы, иных субъектов правотворческой инициативы, а также лиц, участвующих в заседаниях Думы и принимающих участие в правотворческой деятельности.

Деятельность представительных органов местного самоуправления (в том числе и Нижегородской городской Думы) основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов в Российской Федерации. Это придает представительному органу финансово-экономическую самостоятельность. Однако управление, распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Численный состав представительных органов, определяемый уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Причем он далеко не одинаков даже в представительных органах муниципальных образований одного уровня. Многое зависит от объема работы данного представительного органа, численности населения муниципального образования и т.д.

Ныне численный состав представительных органов по сравнению с составом местных Советов народных депутатов значительно сокращен, хотя и не всегда оптимален. Бывает, число депутатов представительных органов по-прежнему велико или, наоборот, слишком мало. Чтобы избежать этих крайностей, законодатель в ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. установил, что численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования.

Согласно ст. 3 Регламента городской Думы города Нижнего Новгорода, Дума является коллегиальным органом, состоящим из 42 депутатов (установленное число депутатов). Две трети депутатов городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, одна треть - по муниципальному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Организацию деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода осуществляет глава города Нижнего Новгорода, избираемый городской Думой из состава депутатов городской Думы. Городская Дума пятого созыва избрала главой города Нижнего Новгорода, осуществляющего полномочия председателя городской Думы, Олега Валентиновича Сорокина.

В состав представительных органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Общее требование российского законодательства - представительный орган может осуществлять свои полномочия (т.е. быть правомочным) в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности его депутатов (членов).

Структуру Думы составляют: глава города, заместитель (заместители) главы города; комиссии Думы; депутатские объединения.

Представительный орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа избирается путем общих или досрочных выборов на определенный срок, называемый созывом. Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Этот срок является предельным сроком полномочий депутатов представительного органа. Срок полномочий депутата нижегородской гордумы составляет 5 лет. Полномочия депутата начинаются со дня избрания и заканчиваются со дня начала работы Думы нового созыва. Окончание срока полномочий представительного органа конкретного созыва означает и окончание срока полномочий всех депутатов данного созыва.

Вместе с тем жизнь порой бывает непредсказуема; политическая, экономическая обстановка часто меняется. Поэтому законодатель предусмотрел, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в ряде случаев.

Статья 8 Регламента городской Думы города Нижнего Новгорода определяет следующий перечень случаев, в которых полномочия могут быть прекращены досрочно:

«Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно в случаях:

. Смерти.

. Отставки по собственному желанию.

. Признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

. Признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим.

. Вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.

. Выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.

. Прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

. Несоблюдения требований, предусмотренных пунктами 5.4-5.6 статьи 30 Устава города Нижнего Новгорода.

. Досрочного прекращения полномочий Думы.

. Призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

. В иных случаях, установленных федеральным законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.»

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов и необходимость формирования представительного органа нового созыва. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.

В Законе от 6 октября 2003 г. определены вопросы исключительного ведения представительных органов местного самоуправления, т.е. вопросы, которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления, и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Анализ полномочий представительного органа позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, "местные законы", которые адресуются всем другим органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям. Они определяют основные направления развития в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д. Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении. В-третьих, установление местных налогов и сборов тоже относится к исключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, наиболее существенные интересы жителей. В-четвертых, муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, и представительные органы не могут стоять в стороне от управления ею. Они устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, в соответствии с которым действуют все другие органы местного самоуправления, их должностные лица. В-пятых, представительные органы контролируют деятельность других органов местного самоуправления, должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований. Это касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, которые избраны, назначены представительным органом, главой муниципального образования (главой местной администрации). Осуществление контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительными органами решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления. В-шестых, представительные органы с учетом разделения труда в системе органов местного самоуправления должны следовать и определенным ограничениям в принятии решений. Так, нормативные правовые акты представительного органа, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Перечисленные выше полномочия представительных органов - это минимальный, но не исчерпывающий перечень их обязанностей. Федеральный закон определяет, что иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Это важное положение следует понимать в том смысле, что в уставах муниципальных образований в соответствии с законодательством полномочия представительных органов могут быть расширены (но не сужены).

Городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, решение об удалении главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода.

К полномочиям городской Думы города Нижнего Новгорода относится:

) принятие правовых актов по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода;

) принятие Устава города Нижнего Новгорода и внесение в него изменений и дополнений;

) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

) формирование избирательных комиссий на территории города Нижнего Новгорода в случаях и в порядке, установленными федеральными законами, законами Нижегородской области;

) назначение местного референдума, принятие правовых актов для реализации решений местного референдума;

) назначение голосования по вопросам изменения границ города и преобразования муниципального образования;

) назначение муниципальных выборов;

) избрание главы города Нижнего Новгорода;

) назначение главы администрации города Нижнего Новгорода по результатам конкурса, установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Нижнего Новгорода, утверждение условий контракта с главой администрации города Нижнего Новгорода в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения;

) принятие решения об удалении главы города Нижнего Новгорода в отставку;

) назначение публичных слушаний, определение порядка их организации и проведения;

) назначение собраний и конференций граждан (кроме собраний и конференций по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления граждан), определение порядка их назначения и проведения, рассмотрение обращений, принятых собранием и конференцией граждан;

) назначение опроса граждан, определение порядка назначения и проведения опроса граждан;

) определение порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

) определение порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления;

) право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области;

) внесение в органы государственной власти Нижегородской области предложений об установлении и изменении границ города;

) образование, объединение, преобразование или упразднение районов в городе, установление и изменение их границ;

) определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества; принятие решений об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ;

) принятие решений о наименовании и переименовании районов города, населенных пунктов, площадей, улиц, переулков, проездов, скверов, бульваров, парков, расположенных на территории города, присвоение им имен государственных и общественных деятелей;

) утверждение бюджета города Нижнего Новгорода, отчета о его исполнении, утверждение положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе города Нижнего Новгорода, осуществление контроля за исполнением бюджета;

) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

) определение порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг;

) установление, изменение и отмена местных налогов, льгот по ним в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах;

) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении, утверждение заданий на разработку планов и программ развития города;

) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка принятия имущества в муниципальную собственность;

) определение порядка и условий приватизации муниципального имущества, принятие прогнозного плана приватизации муниципального имущества;

) определение порядка осуществления муниципального земельного контроля;

) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий;

) определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

) принятие планов и программ по повышению уровня обслуживания и содержания жилищного фонда города, его технического состояния, обеспечению его электро-, тепло-, газо-, водоснабжением и водоотведением, контроль за их исполнением в случаях и в порядке, установленными федеральными законами;

) утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в случаях и в порядке, установленными федеральными законами;

) утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры в случаях и в порядке, установленными федеральными законами;

) установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей в случаях и в порядке, установленными федеральными законами;

) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

) утверждение генерального плана города;

) утверждение правил землепользования и застройки города;

) утверждение местных программ использования и охраны земель;

) утверждение городских программ улучшения жилищных условий жителей города;

) установление нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма, установление учетной нормы площади жилых помещений;

) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

) установление размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

) установление порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

) учреждение средств массовой информации и соучредительство в средствах массовой информации, в том числе межмуниципальных, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры;

) осуществление межрегиональных и международных связей с законодательными (представительными) органами власти и местного самоуправления Российской Федерации и иностранных государств;

) утверждение структуры администрации города Нижнего Новгорода;

) утверждение положений о территориальных органах администрации города Нижнего Новгорода - администрациях районов города;

) согласование кандидатур на должности первого заместителя и заместителей главы администрации города Нижнего Новгорода;

) заслушивание ежегодных отчетов главы города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности;

) заслушивание ежегодных отчетов главы администрации города Нижнего Новгорода о результатах его деятельности и деятельности администрации города Нижнего Новгорода, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой города Нижнего Новгорода;

) формирование контрольного органа городской Думы города Нижнего Новгорода и принятие положения о нем;

) принятие отчетов контрольного органа городской Думы города Нижнего Новгорода;

) определение порядка привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для города работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных подпунктами 8-11, 20, 25, 33 пункта 1 статьи 8 настоящего Устава;

) принятие решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов;

) принятие порядка оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

) утверждение муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

) принятие порядка осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности;

) определение порядка осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

) определение порядка осуществления муниципального лесного контроля;

) определение порядка осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города;

) определение порядка осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения в границах города;

) определение порядка оказания поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

) утверждение правил благоустройства территории города;

) определение порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

) иные вопросы, отнесенные к ее полномочиям федеральными законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом, правовыми актами городской Думы города Нижнего Новгорода.

Следует обратить внимание, что хотя перечень полномочий Гордумы Нижнего Новгорода и обширен, все же в уставе дан не исчерпывающий ответ на вопрос о компетенции Гордумы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: