Пренатальная общность

Введение.......................................................................................................... 2

Теоретические и методологические основы психологии беременности. 3

Пренатальная общность....................................................................... 3

Коммуникативный и докоммуникативный период беременности 5

Отношение беременной к шевелению плода................................. 10

Эмоциональное сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком.................................................................................................... 13

Эмпирическое исследование психологического состояния женщин в период беременности................................................................................................ 19

Организация и методы исследования............................................ 19

Анализ результатов исследования.................................................. 23

Заключение.................................................................................................. 29

Список литературы:................................................................................ 31

 

 

Введение.

 

Психологическая концепция беременности, если бы таковая имелась, позволила бы обнаруживать и учитывать большее разнообразие условий и предпосылок для включения ребенка в человеческое сообщество еще до рождения. Отсутствие такой концепции связано с представлением о внутриутробном существовании как о закрытой системе с непроницаемыми границами и лишенной какого-либо психологического содержания в течение всего периода от зачатия до рождения. Психология и философия не выделяли в феноменах внутриутробной жизни человека специального предмета изучения. Психическая жизнь младенца в утробе матери мыслилась как тотальная психологическая нерасчлененность и неразрывное телесное единство.

Внутриутробная жизнь человека нередко использовалась в качестве образной основы для понимания исходной точки или предельного регресса при построении типологий развивающихся систем. Рождение представляется критической границей между различными мирами и одновременно процессом превращения небытия в бытие.

Ни отечественная, ни зарубежная психология никогда не усматривали во внутриутробной жизни объекта для целенаправленного воспитывающего воздействия. Неявный вывод о невоспитуемости внутриутробного младенца был сделан на основании сближения понятий "психическое" и "прижизненное".

В настоящее время массовый интерес к голотропному подходу психотерапии, позволяющему сделать доступным для переживания и изменения именно пре- и перинатальный опыт. Возникновение и развитие пренатальных практик (и воспитание, и психотерапия) опирается на изменения в общественном сознании, которые произошли и происходят в последнее время.

Цель представленной работы – рассмотреть психологию беременности.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач: 1) определить основы психологии беременности на основе анализа работ отечественных и зарубежных психологов; 2) провести эмпирическое исследование психологического состояния в период беременности.

Теоретические и методологические основы психологии беременности.

Пренатальная общность

Согласно концепции развития субъективности[1] развитие ребенка представляет собой чередование относительно стабильных периодов (периодов становления) и критических периодов как в развитии самой детско-взрослой общности (событийности), так и в развитии внутреннего мира (субъективности) ребенка. Кризис в развитии событийности называется кризисом рождения и характеризуется нарастанием процессов обособления, кризис в развитии субъективности связан с усилением процессов идентификации, он называется кризисом роста. Преобладание процессов отождествления приводит к застою в системе, к остановке развития и в конечном счете, к гибели системы, преобладание процессов обособления элементов также приводит к разрушению системы. Нормальное развитие с психологической точки зрения это не среднее от того, что существует, а то лучшее, что возможно при соответствующих условиях, главным из которых является целостная и жизнеспособная детско-взрослая общность. Эта концепция позволит избежать искусственного разделения пренатальной общности на мать, плод семью, пренатального инструктора и рассматривать то, что происходит до рождения целостно - с точки зрения происходящих внутри общности процессов, а не с позиции сборки составных частей и элементов. Если поместить наблюдателя вне пренатальной общности, то главным ее свойством будет представляться отождествление - физическое, биохимическое, и т.д. Соответственно и психологическом мире матери, с позиции внешнего наблюдателя, нет места ребенку. При этом ничто не мешает матери субъективно разделять себя и ребенка, мыслить его как "мой ребенок", а не "моя беременность". Период, когда в "событии" преобладают механизмы отождествления, а во внутреннем мире матери идут процессы обособления, осознание себя беременной, мы будем называть "докоммуникативным". Его временные границы размыты.

Наблюдения за беременными в Центре психического здоровья АМН СССР в 1988-1989 гг., подтвержденные данными истории болезни и индивидуальными картами беременной показывают, что для беременных, у которых стимулируется процесс реализации самобытности и принятия позиции матери, коммуникативный период (ощущение, что ребенок двигается) наступает на две-четыре недели раньше принятого срока (двадцать две недели для первородящих), при том, что структурно и функционально эмбрион оснащен для этого гораздо раньше.
В коммуникативном периоде, с точки зрения "события", нарастают процессы обособления, а с точки зрения субъективности матери, идет процесс становления пренатального материнства[2].

Cуществуют три критических перехода, три точки, в которых внутриутробная жизнь как психологический феномен становится доступна наблюдению. Это, во-первых, сам процесс рождения, во-вторых, процессы превращения внутреннего мира женщины "с животом" или "с болезнью" во внутренний мир будущей матери, в-третьих, процесс развития коммуникации между ребенком, увеличивающим спектр движений, и матерью, которая, с одной стороны, создает совершенно новую программу реагирования, а с другой - продолжает накладывать на движения ребенка имеющиеся у нее эмоциональные и поведенческие стереотипы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: