Периодические издания

 

 

    С 1923 года начинает выходить теоретический печатный орган евразийского движения — сборник «Евразийский временник». С 1923 по 1927 годы вышло 3 книги.

    Наряду со сборниками выходили и периодические издания евразийцев. С 1925 года по 1935 год выходили «Евразийские хроники» (всего вышло 12 выпусков). Выпуски 1–4 были посвящены в основном пропагандистской работе евразийцев. С 5 выпуска в «Евразийских хрониках» стали печататься и теоретические статьи. Особенно значимы выпуски с 6 по 10, вышедшие в Париже в 1926 по 1928 год. Выпуск 11 вышел в 1935 году, 12 — в 1937.

   С 24 ноября 1928 года по 7 сентября 1929 в Париже выходила еженедельная газета «Евразия» (всего вышло 35 номеров) — орган левых евразийцев. Левоевразийскую позицию выражал также журнал «Евразиец» (Брюссель, 1928–1934, вышло 25 номеров), близок к ней был альманах «Версты» (Париж, ежегодный альманах, всего вышло 3 номера: в 1925, 1926, 1927). Позднее правое евразийство представляли журнал «Евразийские тетради» (Прага, 1934 — 1936, вышло 6 номеров), ежемесячная газета «Свой путь» (под ред. В. А. Пейля, Таллин, 1931).



Заключение

 

 

По характеристике П.Н. Савицкого, «общее значение Евразийства как особого течения русской философской и политической мысли можно определить следующим образом: оно есть попытка творческого реагирования русского национального сознания на факт русской революции».

К бесспорным заслугам евразийцев Н.А. Бердяев относил именно то, что они признавали революцию свершившимся фактом. Тем не менее евразийцы в своих теоретических разработках провозглашали примат культуры над политикой и пытались на основе «синтеза гуманитарной науки» и определить своеобразие России в ее природно-географическом и историко-культурном пространстве, в ее отношении к Востоку и Западу. И в Революции они видели не что иное, как «начало того периода, в котором культура в наиболее ярких своих проявлениях перейдет из насиженных европейских средоточий в более восточный русский, или евразийский мир». Отсюда и происходит название первого евразийского сборника «Исход к Востоку».

Россия, по глубокому убеждению евразийцев, - особая страна, которая, благодаря своему географическому расположению, исторической судьбе населяющих ее народов, родству их языков, духовного строя и культуры, соединила в себе элементы и Востока, и Запада. В связи с этим они предлагали синтезировать два разно определяющих начала российской жизни - восточное и западное, коренящиеся не только в географическом положении, но и в исторической судьбе страны. Понять и осознать собственную самобытность перед лицом других народов и культур - в этом, по мнению евразийцев, главная задача исторического самопознания русского народа.

В этом соединении противоречивых начал - та важнейшая составляющая, которая постоянно формировала облик России. С одной стороны, неразрывность связи России с Западом, невозможность исторически изолироваться от него, а, с другой, - бесспорность своеобразия российского исторического пути. Стремление утвердить национальную самобытность в борьбе с «недугом европеизации» переходит нередко в обличение Запада и обоснование сходства с Востоком.

Проблема осознания места России в системе экономических, политических и духовных отношений Востока и Запада в сегодняшний день по-прежнему актуальна. Положения евразийцев оказываются весьма созвучными исканиям современных идеологов и политиков в связи с поиском новой стратегии решения межнациональных противоречий.


 

Список литературы:

 

 

1.Бутина Н.Ю., Филонова Л. Г. Евразийство в философско-исторической и политической мысли русского зарубежья 1920–1930-х годов. – М.: РГБ. – 2011. – С. 117.

2. Глебов С. Евразийство между империей и модерном. История в документах. – М.: Новое изд-во. –   2010. – С.632.

3. Вахитов Р. Труды классиков евразийства и ситуация с их републикацией [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nevmenandr.net/eurasia/situacia.php

4. Хэ Фан. Евразийство и русская литература 1920-1930-х годов XX века. – М.,2004. – С. 154.

5. Соболев А.В. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство. – «Литературная учеба» (М.), 1991, № 6.

6. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

 

7. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн, ред.-сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. М., 1993.

 

8. Русский узел евразийства, сост., вступительная статья и примечания С.Ключникова. М., 1997.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: