Глава 2 развитие местного самоуправления в сфере молодежной политики

 

К компетенции органов местного самоуправления в сфере молодежной политики относится:

· осуществление молодежной политики на своей территории;

·   разработка и осуществление молодежных программ;

·   создание, реорганизация и ликвидация исполнительных органов местного самоуправления по делам молодежи;

·   утверждение расходов на молодежные программы в местном бюджете и нормативов финансирования в сфере молодежной политики;

·   установление налоговых льгот для юридических лиц, участвующих в реализации молодежных программ, а также для ученических предприятий в пределах сумм налогов, зачисляемых в местный бюджет;

·   формирование единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры муниципального образования;

·   предоставление в аренду помещений и иных объектов муниципальной собственности для организации работы по реализации молодежной политики;

·   организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных служащих, осуществляющих реализацию молодежной политики;

·   иные полномочия, самостоятельно принятые органами местного самоуправления.

В случае, если на орган местного самоуправления возлагаются дополнительные обязанности по реализации молодежной политики, то возникающие в связи с этим расходы органа местного самоуправления компенсируются из областного бюджета.

Целями молодежной политики являются:

· создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществление выдвигаемых ими программ (проектов) в сфере молодежной политики для социального становления и самореализации молодых граждан в обществе;

·   воспитание и образование молодежи, защита ее прав и законных интересов;

·   реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Молодежная политика основывается на следующих принципах:

· координации действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, организаций, в том числе общественных объединений, граждан в сфере молодежной политики;

·   участия молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики, программ и иных мероприятий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодых граждан;

·   инвестирования, кредитования, субсидирования и других форм государственных мероприятий по поддержке молодых граждан в целях выравнивания стартовых возможностей для их жизнедеятельности и самореализации, реализации общественно полезных инициатив молодых граждан и молодежных объединений;

·   содействия юридическим и физическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

Приоритетными сферами молодежной политики являются:

· обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни;

·   духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи;

·   обеспечение государственных гарантий на получение молодыми гражданами полноценного образования;

·   государственная поддержка молодой семьи;

·   гарантированное обеспечение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, трудоустройства молодежи, развития ее экономической активности;

·   обеспечение гарантированных социальных услуг молодежи, решение жилищно-бытовых проблем молодых граждан;

·   поддержка общественно значимых молодежных инициатив;

·   формирование единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Волгоградской области.

Обеспечение мероприятий молодежной политики

· Информационно-аналитическое обеспечение молодежной политики

·   Мониторинг социально-экономического и правового положения молодежи Волгоградской области

·   Защита прав и законных интересов молодых граждан при формировании социальной инфраструктуры для молодежи

·   Областные целевые программы в сфере молодежной политики

·   Финансирование мероприятий молодежной политики

Приоритетными мерами по охране здоровья молодежи, осуществляемыми органами местного самоуправления, являются:

· оказание гарантированной медицинской помощи молодым гражданам;

·   осуществление профилактических мероприятий по предотвращению и снижению заболеваемости, в том числе особо опасными и социально обусловленными заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм и другие заболевания), ведущими к росту инвалидности и смертности среди молодежи;

·   оказание государственной поддержки организации оздоровления молодежи в летний период;

·   осуществление мер, способствующих закреплению среди молодежи ценностей и навыков здорового образа жизни, а также мер по развитию и реализации экологических программ.

Органы местного самоуправления могут заключать долгосрочные договоры об оказании услуг по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни, по охране здоровья молодежи с предоставляющими такие услуги организациями на территории Волгоградской области, а также за ее пределами, прежде всего в районах с благоприятными климатическими условиями, в том числе со специализированными лечебно-профилактическими учреждениями.

Органы местного самоуправления содействуют организации оздоровления детей и молодежи в летний период.

Организация летнего отдыха детей и молодежи регламентируется соответствующими областными целевыми программами.

Основными задачами в сфере развития спорта среди молодежи, ее физической подготовки являются:

· массовое привлечение молодых граждан к спорту и оздоровительной физической подготовке;

·   развитие и обеспечение доступности для молодежи неолимпийских видов спорта, в том числе технических, а также способствующих подготовке молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Настоящие задачи осуществляются органами местного самоуправления с привлечением общественных объединений, включая военно-патриотические, молодежные и детские объединения, спортивные общества, а также на условиях договора собственников спортивных сооружений.

В Волгоградской области разрабатываются специальные программы по охране здоровья лиц допризывного возраста, предусматривающие меры по оказанию медицинской помощи, профилактике заболеваний, оздоровлению и оказанию консультационных услуг в сфере медицинского освидетельствования для прохождения военной службы.

Органы местного самоуправления, формируют планы и программы деятельности в сфере духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Молодежным и детским общественным объединениям и организациям, ставящим своей целью содействие изучению и сохранению истории и культурного наследия коренных народов и иных национальных общностей, проживающих на территории Волгоградской области, оказывается государственная поддержка.

Приоритетные государственные меры по обеспечению трудоустройства молодежи устанавливаются в отношении молодых граждан, впервые устраивающихся на работу, по достижении 15-летнего возраста, после окончания образовательного учреждения, а также несовершеннолетних граждан, достигших возраста 14 лет, в свободное от обучения время. Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, имеющихся финансовых средств и возможностей оказывают содействие организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности в их деятельности по обеспечению профессиональной ориентации и профессиональной подготовки молодых граждан, достигших возраста 14 лет, трудоустройству молодежи, а также созданию и квотированию рабочих мест.

Органы исполнительной власти, реализующие молодежную политику в Волгоградской области, дополнительно к мерам, осуществляемым органами занятости населения, образования, здравоохранения, могут создавать специализированные организации по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированные на молодых граждан, в том числе для организации их временного (сезонного) трудоустройства. Указанные организации осуществляют свою деятельность на основе государственного заказа и обеспечиваются необходимым помещением, оборудованием и финансовыми средствами.

В целях решения проблемы безработицы среди молодежи устанавливается приоритетный порядок создания условий для ее трудоустройства посредством квотирования рабочих мест для молодежи. Порядок и организация квотирования определяется соответствующим законом Волгоградской области.

Органы местного самоуправления поддерживают предпринимательскую деятельность молодежи путем формирования и реализации соответствующих программ на конкурсной основе. Об объеме и характере мер поддержки, видах деятельности, которым оказывается поддержка, условиях участия в конкурсе указанные органы информируют молодых граждан через средства массовой информации, а также проводят необходимые консультации по вопросам участия в конкурсах.

На договорных условиях предоставляют молодежным коммерческим организациям информационные и консультативные услуги, перечень которых утверждается ежегодно указанными органами исполнительной власти. В целях стимулирования молодежного предпринимательства при осуществлении молодежной политики органами исполнительной власти Волгоградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области на конкурсной основе может формироваться государственный заказ молодежным коммерческим организациям на производство продукции и оказание услуг для населения, в том числе молодежи, посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Деятельность молодых граждан, объединившихся для строительства молодежного жилищного комплекса, поддерживается в объеме и порядке, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

В случае поддержки конкурсного проекта (программы), представленного молодежным жилищным комплексом, организатор конкурса оказывает содействие в обеспечении его необходимыми средствами на условиях, предусмотренных договором.

Если молодежное или детское общественное объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, оно вправе пользоваться всеми формами государственной поддержки на основаниях, предусмотренных для молодежных коммерческих организаций.

Органы местного самоуправления принимают меры для содействия решению жилищно-бытовых проблем молодых граждан. В этих целях используются возможности областных программ строительства жилья, ипотечное кредитование и иные меры государственной поддержки решения жилищно-бытовых проблем молодежи.

Они поддерживают общественно значимые инициативы молодых граждан и их общественных объединений. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений осуществляется в соответствии с Законом Волгоградской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Волгоградской области".

Поддержка общественно значимой деятельности, инициатив (проектов, программ) из областного бюджета осуществляется на конкурсной основе при условии, что выдвигающие предложение молодые граждане, их общественные объединения участвуют в его реализации.

Вкладом молодого гражданина, молодежного, детского общественного объединения в реализацию проектов, программ может среди прочего признаваться передача авторских, патентных прав и других результатов его деятельности. Конкурс по государственной поддержке молодежных инициатив является открытым. Правила проведения конкурса регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Молодежные и детские общественные объединения участвуют в конкурсах проектов и программ на соискание государственных грантов в сфере молодежной политики в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики. Конкурсный проект, программа молодежного или детского общественного объединения должны содержать характеристику финансовых, материальных, кадровых возможностей данного объединения по реализации проекта, программы. Обоснованность проекта, программы устанавливается путем экспертизы, проводимой в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом исполнительной власти по реализации молодежной политики.

Должностные лица местного самоуправления несут ответственность за ненадлежащее соблюдение положений Закона Волгоградской области от 22 июня 2001г. N 552-ОД "О государственной молодежной политике в Волгоградской области" в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области. Нормативные правовые акты органов государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления, принятые с нарушением выше указанного Закона, ограничивающие права молодежи, молодежных и детских объединений либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их реализацию, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.


 

ГЛАВА 3 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИНЫХ СФЕРАХ

 

Профилактика наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области

 

Основными направлениями региональной политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

· охрана здоровья человека, в том числе психического;

·   пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;

·   строгий контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сокращение числа больных наркоманией;

·   сокращение числа правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

·   создание правовых гарантий для системы профилактики и лечения наркологических заболеваний, в том числе гарантированное бюджетное финансирование;

·   координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики и лечения наркологических заболеваний.

Органы местного самоуправления участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.

региональная политика местное самоуправление


 

3.2 Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

 

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

)участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.


 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Органичной частью региональной политики являются реформы местного самоуправления, комплекс отношений, возникающих между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Местное самоуправление, являясь составной частью власти в государстве, обеспечивает учет интересов граждан в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизнедеятельности населения во всех населенных пунктах. Органы местного самоуправления, непосредственно подчиненные волеизъявлению жителей населенных мест, способствуют более гибкому учету местной специфики, становясь активными субъектами региональной политики на локальном уровне.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ и с учетом местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения: выборные и другие муниципальные органы - органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами:

а) путем референдума, выборов;

б) посредством выборных и других органов местного самоуправления (собрание представителей - Дума, муниципальный комитет и т.п., глава местного самоуправления - глава администрации, мэр, староста и т.п.).

Основные принципы местного самоуправления;

) самостоятельность населения в решении всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и иные органы местного самоуправления);

) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно);

) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (реализуется гражданами через упоминавшиеся институты прямой и представительной демократии);

) соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Однако закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности населения в решении местных вопросов на деле не обеспечивается. Реально главную роль в решении вопросов местного значения играют главы местных администраций.

Органы исполнительной власти еще не отладили механизм деловых отношений с местным самоуправлением. Оно подчас рассматривается, как и раньше, в качестве нижнего звена аппарата, придатка исполнительных органов, а то и просителя. Общественный потенциал местного самоуправления должен выявляться значительно полнее. Это позволит стимулировать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Предстоит урегулировать процедуру передачи некоторых функций государственных органов местному самоуправлению. Необходимо обеспечить независимость местного самоуправления от органов государственной власти. Только в этом случае граждане будут избавлены от давления чиновников, смогут самостоятельно решать свои вопросы. Органы местного самоуправления должны создаваться на выборной основе, иметь собственный бюджет и самостоятельно определять свою структуру.

Возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой сфере, но передача местным властям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществляется без учета реальных возможностей организации управления на местах. У многих сел собственная материальная база вообще отсутствует. Средства, полученные на местах за счет местных налогов и сборов, установленных федеральным законодательством (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и т.д.), поступают в распоряжение вышестоящих органов, которые потом часть этих средств возвращают местам. В то же время местные налоги и сборы, устанавливаемые самими органами местного самоуправления (сбор за право торговли, сбор на благоустройство, налог на рекламу, сбор с владельцев собак и т.д.), дают лишь около 3% доходной части местных бюджетов.

Бюджетный федерализм должен включать и местный уровень власти. Пока не будет четкого разграничения источников доходной части бюджетов всех уровней, разделения бюджетных полномочий, пока федеральное законодательство не определит принципы формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов, взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными институтами, пока местная власть будет зависеть от распределения "кусков" общего "бюджетного пирога", местное самоуправление не сможет реализовать свой огромный потенциал.

В осуществлении местного самоуправления имеются и другие трудности. В значительной мере его развитие сдерживалось отсутствием необходимой правовой базы, что затрудняло функционирование органов местного самоуправления и порождало негативные последствия в самом местном самоуправлении. Порой возникали ситуации, когда местные органы власти, исходя из местнических интересов, противодействовали законной деятельности государственных органов, необоснованно шли на конфронтацию с ними. Сейчас эти трудности преодолеваются, создается нормативная база местного самоуправления.

 


 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Европейская хартия о местном самоуправлении (совершено в Страсбурге 15.10.1985)

.   Указ Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" (вместе с "Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы"), (ред. от 22.12.1993)

.   Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"

.   Закон Волгоградской области от 16 августа 1999г. N 293-ОД "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области" (с изменениями от 12 мая 2009г.)

6. Закон Волгоградской области от 22 июня 2001г. N 552-ОД "О государственной молодежной политике в Волгоградской области" (с изменениями от 24 апреля 2009г.)

7. Федеральный закон от 24 июля 2007г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля 2008г.)

8. Городская и региональная власть: есть ли альтернатива конфликту?, Вагин П.П., 2002 год, 12 стр.

9. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия Ковешников Е. М., 2002 425 стр.

.   Государственное и региональное управление, Уткин Э. А. Денисов А. Ф., 2002 год, 329 стр.

.   Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности, Мокрый В., 2002 год, 5 стр.

.   Местное самоуправление и проблемы местных сообществ Цветкова Г.А., 2004 год, 4 стр.

.   Организация местного самоуправления в российских регионах: цифры и типы, Пашенцев В., 2002 год, 17 стр.

.   Политическая регионалистика России: история и современное развитие, Гельман В. Рыженков С., 2002 год, 116 стр.

.   Региональная экономика и управление Гаврилов А.И., 2002 год, 179стр.

.   Региональная элита и местное самоуправление: актеры, правила игры и логика реформы, Рыженков С., 2002 год, 17 стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: