МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шифр | Наименование дисциплины (модуля) |
Б1.В.02.02 | Лингвистические основы профессиональной деятельности |
Код направления подготовки | 44.04.03 |
Направление подготовки | Специальное (дефектологическое) образование |
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) | Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи |
Год начала реализации ОПОП | |
Уровень образования | магистратура |
Форма обучения | очная |
Разработчики:
должность | учёная степень, звание | подпись | ФИО |
Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик | кандидат педагогических наук, доцент | Елена Викторовна Шереметьева | |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (структурного подразделения)
|
|
должность | учёная степень, звание | подпись | ФИО |
Зав. кафедрой | кандидат педагогических наук, доцент | Лилия Александровна Дружинина |
год обновления | ||||
номер протокола | ||||
дата заседания кафедры |
Руководитель ОПОП | Е.В. Шереметьева | |||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||
Одобрено представителем работодателя | ||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 13
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 17
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 18
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 25
7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 26
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 26
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 27
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Дисциплина «Лингвистические основы профессиональной деятельности» относится к обязательной части Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки/специальности 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень образования магистратура), направленность/профиль «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Дисциплина является обязательной к изучению.
1.2 Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
|
|
1.3 Изучение дисциплины «Лингвистические основы профессиональной деятельности» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися следующих дисциплин: «Поликультурные аспекты профессиональной коммуникации», «Межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности», при проведении учебной практики (ознакомительной).
1.4 Дисциплина «Лингвистические основы профессиональной деятельности» формирует знания, умения и компетенции, необходимые для освоения следующих дисциплин: «Сопровождение лиц с нарушениями фонационного оформления высказывания», «Логопедическое сопровождение лиц с сенсорными нарушениями», «Сопровождение лиц с нарушениями структурно-семантического оформления высказывания», для проведения следующих практик: производственной технологической (проектно-технологической) практики.
1.5 Цели, задачи дисциплины:
- осознать сущность процессов порождения и восприятия дискурса в профессиональном аспекте логопедической помощи;
- сформировать у магистранта умение диагностировать специфику языкового оформления устного и письменного дискурса детей с ограниченными возможностями здоровья;
- овладеть навыками анализа структуры нарушения и проектирования программы коррекции языковых средств коммуникации.
1.6 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
.Таблица 1.
Код и наименование компетенции по ФГОС | Код и наименование индикатора достижения компетенции | |
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия | ИУК-5.1 Знать теоретические основы межкультурного взаимодействия | |
ИУК-5.2 Уметь выделять уровни, осмысливать цели взаимодействия, выбирать средства и простраивать перспективы межкультурного взаимодействия | ||
ИУК-5.3 Владеть навыками эффективного взаимодействия с представителями других культур, толерантного отношения к различиям в мироощущениях, взглядах и привычках культур разных народов | ||
ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений |
| |
| ||
|
Таблица 2
Код и наименование индикатора достижения компетенции | Образовательные результаты по дисциплине | |||
ИУК-5.1 Знать теоретические основы межкультурного взаимодействия | З.1 Знать теоретические основы процессов порождения и восприятия дискурса | |||
ИУК-5.2 Уметь выделять уровни, осмысливать цели взаимодействия, выбирать средства и простраивать перспективы межкультурного взаимодействия | У.1 Уметь определять специфику порождения и восприятия устного и письменного дискурса лиц с ОВЗ с целью профессиональной коммуникации | |||
ИУК-5.3 Владеть навыками эффективного взаимодействия с представителями других культур, толерантного отношения к различиям в мироощущениях, взглядах и привычках культур разных народов | В.1 Владеть навыками структурирования собственного устного и письменного дискурса, способствующего толерантности в коммуникации с лицами с ОВЗ | |||
| З.2 Знать теоретические основы процессов порождения и восприятия устного и письменного дискурсов; основные лингвистические средства коммуникации | |||
| У.2 Уметь ориентироваться в лингвистических средствах коммуникации лиц с ОВЗ; определять топику языковых нарушений лиц с ОВЗ, взаимодействовать с разными учатниками образовательных отношений | |||
| В.2 Владеть методами и приемами планирования и кодирования дискурса на этапах выбора языковых средств сообщения; методами и приемами декодирования устного и письменного дискурсов на этапах восприятия языковых средств с целью организации взаимодействия участников образовательных отношений |
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||||||
Л | ЛЗ | ПЗ | СРС | Контроль | ||||
Раздел 1 Теоретические проблемы лингвистики в специальной психологии и педагогике | ||||||||
Тема 1 Процессы порождения и восприятия речевого высказывания. Внутренняя речь | 2 | 6 | ||||||
Тема 2 Когнитивные модели речеязыковых структур и процессов | 2 | 10 | ||||||
Тема 3 Речевой онтогенез | 2 | 10 | ||||||
Раздел 2 Прикладные аспекты лингвистических исследований в специальной педагогике и психологии
| ||||||||
Тема 3. Нарушения речи | 2 | 2 | 10 | |||||
Тема 4. Диагностика речи | 2 | 10 | ||||||
Тема 5. Особенности речи лиц с ОВЗ | 4 | 10 | ||||||
Форма промежуточной аттестации | ||||||||
Зачет | 0 (ОФО) | |||||||
Итого по дисциплине | 72 часа |