Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий.
«Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия.
' Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; тревожность.
Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях.
Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального напряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.
Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетельством гибкости и подвижности мышления.
|
|
В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики.
*Очтъ*шяабтй?тяжмм- нередко сигнализирует о снижении настроения, депрессивном состоянии.
Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.Нажим, слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомляемости.
Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются более сильно. Устш^и^нажима может свидетельствовать о психологической нагрузке, связанной с определенной проблематикой (например, если оно проявилось толы со_в_р!:юз^нке_се мьи,"то это может быть показателем неб лагоп олучиясе-мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается рисованию.
Тип линии
Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тревожность, импульсивность, характер самоконтроля.
|
|
«Штриховая» >линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения п опасть не туда, ку да требуется. Проводя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и скор- ректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой т ревожный контрол ь нарушает нормальное выполнение автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о вы-со кой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тревоги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики.
«Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые затем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повышенной тр евожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показатель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию.
■Множественностьлиний: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная. Множественность линий характерн а для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у чувствительных детей. В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для человека повышенную значимость: ассоциац ии, с вязанн ые с ней, вызы вают у негс^гдессо вуто реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пониженной устойчивости к стрессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о нем).
Линии на рисунке не попадают в требуемую точку - это свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высокой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга).
Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, также часто служит проявлением повышенной импульсивности. Однако в сочетании с ослабленным нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной ис-тощаемости, астении.
Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получается выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом поражении мозга. Они нередки также при психическом заболевании.
Размер рисунка
Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:
■ увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа;
■ средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;
■ уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа.
Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, когда они занимают лист практически целиком (в высоту).
Необычно большие рисунки занимающие практически весь лист, характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения. Обычно оно связано с резким снижением самоконтроля. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуации острой тревоги, в состоянии стресса.
Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обычно можно^ШарЗ^жить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.
|
|
Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Уменьшение размера рисунков может служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей заторможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному заданию или к обследованию в целом.
Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональной подвижности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для людей с чередованием периодов повышенного и пониженного настроения.