Особое место среди многообразия проективных методов диагностики зани-
мают так называемые рисуночные методы. Обычно рисуночные методики отно-
сят в гтгугптуэ1<С1тр ^с^ивньг^ методов, в_которых испыт уемый вы-
ражает себя, рисуя на свободную или заданную тему. (
Рисуночные тесты пользуются особой симпатией у психологов-практиков. «Популярность» рисуночных методов обусловлена многими причинами. Они являются простыми и быстрыми в применении, что допускает их использование в качестве экспресс-диагностики. Работа с невербальным материалом позволяет существенно расширить возрастной диапазон. Эти методы диагностики являются доступными детям, начиная с дошкольного возраста. Кроме того, как показывает практика, эти методы оказались более интересными для консультируемых и не вызывают у них сопротивления. Немаловажно, что проективные рисуночные тесты существенно облегчают процесс установления контакта между психологом и клиентом. А в силу проективного характера результаты таких тестов менее подвержены контролю сознания, и, следовательно, их информативность имеет особую ценность.
Таким образом, рисунок является хорошим психодиагностическим средством, зачастую обладающим большими возможностями, нежели хорошо структурированные и стандартизированные тесты. Однако, при использовании рисуночных методов всегда остро встает вопрос о качестве интерпретации получаемой психологической информации. Интерпретация рисунков требует высокого профессионализма и четкого представления о том, на основании чего будет строиться анализ. Для этого должны быть хорошо освоены научно обоснованные способы классификации графических изображений и специальная техника соотнесения комплекса графических характеристик изображения с комплексом психологических характеристик человека. Но, наверное, самым важным критерием профессионализма в использовании проективных рисуночных методов диагностики будет четкое осознание психологом конечной цели анализа, то есть результата, к которому он хочет прийти. От предполагаемого результата зависит подход, на основании которого будет строиться анализ.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет три подхода, на основании которых может осуществляться интрепретация рисунков [15]:
■ «клинический»;
■ «исследовательский»;
■ «психологический».
«Клиническая» интерпретация тестовых данных предполагает получение сведений о симптомах и проблемных комплексах клиента. «Клиническая» интерпретация рисунков чрезвычайно важна для психиатров и психотерапевтов, ибо их квалификация предполагает работу с людьми, имеющими нарушения психического статуса.
Психологу, работающему с «психически здоровыми» детьми, подростками и взрослыми, необходимо знать законы «клинической» интерпретации рисунков, однако не следует основывать свою работу только на «клинических» принципах анализа графических продуктов деятельности. Отойти от «чрезмерно клинического» описания рисунков психологу поможет позиция «исследовательского подхода». Он адекватен в тех случаях, когда психологу необходимо составить заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента. Это чрезвычайно важно для характеристики человека в судебно-психологической экспертизе, в профессиональном отборе и других ситуациях, предполагающих исследование. Однако не всегда «исследовательский» подход позволяет отметить ресурсы клиента, оценить его актуальное состояние и обозначить перспективные задачи психологической работы с ним.
Поэтому на основе «клинического» и «исследовательского» подходов психологу важно сформировать собственно «психологический» подход к анализу рисунков, который позволит объективно оценить «теневые» и «ресурсные» аспекты внутренней реальности автора рисунка и сформулировать перспективные задачи психологической работы с ним.
Таким образом, в зависимости от результата, к которому хочет прийти психолог, он выбирает и соответствующий подход. В таблице 2 кратко опишем общий результат, который можно получить на основании определенного подхода.
нарушенным «психическим статусом» | акцентом на его «проблемные зоны» | |
«Исследовательский» | Адекватен в ситуациях исследовательской деятельности или экспертизы | Заключение об индивидуально-типологических особенностях клиента |
Окончание табл. 2 | ||
Подход | Контекст применения | Результат |
«Психологический» | Адекватен в ситуации формирования перспективных задач психологической работы и составления плана консультирования и/или коррекции | Рекомендации родителям относительно стиля взаимодействия с ребенком. Перспективные задачи психологического консультирования и/или коррекции. План консультирования и/или коррекции |
«Психологический» подход к анализу рисунков ориентирован на помощь в решении актуальных проблем клиента. Поэтому прежде чем перейти к процессу консультирования, психолог должен составить для себя объективную картину относительно:
■ запроса клиента;
■ личностных характеристик клиента;
■ особенностей его самоощущения при взаимодействии с близкими;
■ специфических взаимосвязях между проблемой, заявленной клиентом, и другими обстоятельствами его жизни.
При решении этих задач психолог может столкнуться с феноменом «недостатка или искажения информации», когда сам клиент, в силу индивидуальных особенностей или возраста, затрудняется четко описать свою ситуацию. И тогда психолог может приобрести необходимые сведения за счет проективной диагностики. Тематические рисунки расскажут о том, что сам клиент не осознает. Однако, чтобы рисунки позволили приобрести нужную психологу информацию, тестовое задание должно соответствовать правилу адекватности, согласно которому психолог предлагает клиенту только то тестовое задание, которое позволит собрать недостающую информацию для работы над его запросом.
Итак, прежде чем дать клиенту задание сделать тематический рисунок, психологу необходимо задать себе три вопроса.
1) Действительно ли мне не хватает информации о клиенте?
2) Какого рода информации о клиенте мне не хватает?
3) Какой подход к интерпретации полученной информации будет наиболее адекватен и эффективен в данном случае?
После того, как психолог ответил на эти вопросы, он может подобрать адекватную запросу методику диагностики и предложить ее клиенту. В этом случае существенным достоинством психодиагностики с помощью рисунков является многовариантность тестовых заданий. Выделяют несколько групп рисуночных тестов в зависимости от характера задания, инструкции. Представим их в виде таблицы (табл. 3).
Таблица 3