Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная | 1. Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
семейная ситуация | 2. Преобладание людей на рисунке | 0,1 |
3. Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
5. Отсутствие штриховки | 0,1 | |
6. Хорошее качество линии | 0,1 | |
7. Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
8. Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
9. Другие возможные признаки | ||
2. Тревожность | 1. Штриховка | 0,1,2,3 |
2. Линия основания - пол | 0,1 | |
3. Линия над рисунком | 0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
5. Стирание | 0,1,2 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | 0,1 | |
7. Преобладание вещей | 0,1 | |
8. Двойные и прерывистые линии | 0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
10. Другие возможные признаки |
При отсутствии на рисунке указанных признаков ставится оценка 0 баллов; 1, 2, 3 балла ставятся в зависимости от степени выраженности соответствующего признака.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК [21 ]
При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональных этических принципов.
1. Ответственность - необходимость отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности используемых методик;
2. Компетентность - владение методологией, теорией психологии и психодиагностики, практическими и методологическими умениями и навыками;
3. Этическая и юридическая правомочность психологического исследования - соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям;
4. Конфиденциальность - хранение профессиональной тайны, неразглашение информации, полученной в ходе психодиагностического исследования;
5. Благополучие респондента - соблюдение правил добровольности участия в тестировании и информирование о целях исследования, забота о психологическом состоянии обследуемого в ходе и при завершении психодиагностического исследования;
6. Морально-позитивный эффект обследования - принцип «Не навреди»; использование результатов обследования в целях личностного и профессионального роста человека;
7. Профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии.
ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ [10]
1.1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации.
|
|
1.2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.
1.3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.
1.3.1. Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.
1.3.2. Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т.п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.
1.3.3. Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в известность.
1.3.4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.
1.4. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков
и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета;
в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его
родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестиро-
вания ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.6 и 1.7.
Относительно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов). Представителями ребенка в данном случае являются его родители. При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.
1.5. Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.
1.6. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, которому они предназначаются.
1.7. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий специалиста.
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК [10]
1.1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое
образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практи-
ческих учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические ме-
тодики.
1.1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.
1.2.Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает свои услуги, а также не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.
1.3.Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека
ш! жгшря. Он тш шь шшож% ъъ. щшшьш, нрмешяк та %
интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.
1.4.В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.
|
|
1.5.Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.
1.6.Недопустимо тестирование по почте.
1.7.В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.
1.8.Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и отсылки этих материалов разработчикам методик.