А.И. Кравченко И.О. Тюрина
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙКУРС
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социология»
Москва Академический Проект
2005
УДК 316.65.0
ББК 60.565.290 К78
КравченкоА.И.,ТюринаИ.О.
К78 Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»).
ISBN 5-8291-0538-1
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие посвящено проблемам социологии управления — науки, усилиями которой разработанные социологами концепции, подходы и методические приемы находят применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху.
Цель учебного пособия — познакомить читателей с за- рубежной и отечественной историей становления и разви- тия социологии управления, ее предметом и методом, ба- зовыми понятиями, используемыми в данной области, а также с современными подходами к управлению различ- ными организационными структурами и процессами.
|
|
Книга состоит из двух разделов — теоретического и практического. В теоретическом разделе освещаются теоре- тико-методологические проблемы, связанные с разграниче- нием двух отраслевых дисциплин. В практическом разделе освещаются современные практики менеджмента в бизнес- организациях: от стратегического, инновационного, корпо- ративного и кадрового менеджмента до конкретных техно- логий работы с персоналом, включая тренинги, центры оценки и деловые игры.
Издание предназначено для студентов социологических и экономических специальностей, а также для всех инте- ресующихся проблемами социологии управления.
УДК 316.65.0
ББК 60.565.290
ISBN5-8291-0538-1
© Кравченко А.И., Тюрина И.О., 2003
© Академический Проект, оригинал- макет, оформление, 2005
1 П редисловие
СОЦИОЛОГИЯ управления — наука, благодаря кото- концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое примене- ние в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные,
На всем протяжении развития человеческого обще- ства управленческое и социальное шли рука об руку, являясь необходимыми элементами, характеризующи- ми любое сообщество двуногих мыслящих особей. Вот почему социология управления, изучающая социальные отношения в сфере управления, или социальный аспект управления, стала органичной частью научного небо- склона. Ее появления ждали. И сегодня трудно даже представить себе, насколько неполным было бы без нее относящееся к сфере управления научное знание.
|
|
Предлагаемая вниманию читателей книга назва- на «Социологией управления» не случайно. По глу- бокому убеждению ее авторов термины «управление» и «менеджмент» нельзя рассматривать в качестве эк- вивалентных или тождественных, хотя их часто и пред- ставляют таковыми, ссылаясь на банальный перевод на русский язык английского слова management. Дело в том, что менеджмент впитал в себя традиции и куль- турные ценности западного рыночного общества. Ког- да американец или англичанин произносят это слово, они знают, о чем идет речь. Когда его произносим мы, то также убеждены в этом. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. В одно и то же слово предста- вители разных культур вкладывают совершенно раз-
ный смысл. Мы лишь механически перенесли само слово, не прихватив с собой всего многообразия той культурной реальности, которую оно отражает, — свойственный рыночному обществу цивилизованный способ отношений между работодателем и работни- ком, руководителем и подчиненным, тип отношения к труду и трудовой мотивации.
Своих начальников мы именуем модным нынче сло- вом «менеджер», часто приклеивая его наподобие яр- лыка на совершенно неподобающие места, а образова- тельные центры гордо называем школами менеджмента. Впрочем, это лишь некоторые из шагов, которые, по нашему мнению, способны приблизить нас к цивилизо- ванным рыночным обществам. Разумеется, это не по- рок: через стадию ученичества прошли все страны, встававшие на путь радикальных экономических, соци- альных, политических изменений. На наш взгляд, путь к рыночному обществу, совершаемый посредством под- ражания «идеалу», лучше, чем никакой. Вопрос лишь в том, как долго мы задержимся в учениках и сумеем ли усвоить урок правильно. Любая помощь на этом пути, пусть даже и состоящая в разъяснении элементарных, казалось бы, понятий, может оказаться неоценимой.
Управление — универсально-историческая катего- рия, отражающая управленческие отношения, существу- ющие в любом — как рыночном, так и нерыночном — обществе. Рыночное общество западного типа появилось всего 200 — 250 лет назад, тогда как человеческое обще- ство, и мы уже говорили об этом, существует как мини- мум 40 тыс. лет. Очевидно, что нерыночное управление гораздо старше рыночной его разновидности, или ме- неджмента. И географически менеджмент стал домини- ровать лишь в последние десятилетия XX в., а до этого времени небольшой островок продвинутых западных стран окружало безбрежное и весьма разношерстное море обществ, управленческие отношения в которых далеко не всегда носили рыночный характер.
Антагонистом менеджменту выступает Админист- ративная система. Пишем ее с заглавной буквы един- ственный раз и вовсе не ради особого уважения к ней, а потому, что убеждены: она заслуживает того, чтобы стать предметом отдельного научного изучения, ибо является классическим вариантом, своего рода «идеа- лом» нерыночного типа управления. Репрезентирую- щей ее страной выступал в свое время Советский Союз. Сегодня, несмотря на господство рыночных от-
Предисловие
ношений, в нашем обществе все еще сохраняются рудименты нерыночного типа управления.
Между двумя полюсами шкалы — менеджментом и административной системой — расположены промежу- точные типы в пропорциях соеди- няющие в себе элементы и признаки как менеджмента, так и административной системы. Таковым является, например, феодальное управление. Его нельзя считать ни рыночным (поскольку при нем сохранялось внеэко- номическое принуждение), ни административным, ибо ни о каком плановом хозяйстве, централизованном уп- равлении и других административной системе вещах в те времена не шло и речи.
|
|
Таким образом, управление — самая общая катего- рия нашей науки, а менеджмент и административная система представляют экономико-культурные варианты ее в рыночном и нерыночном обществах соответственно. В книге речь пойдет преимущественно об законах управления, тех, что действуют и в рыночном, и в противоположном ему по укладу мире. Скажем, прин- цип Питера срабатывает в управлении любого типа. То же самое можно сказать и о принципах единоначалия, диапазона контроля и многих других.
Книга состоит из двух крупных разделов — теоре- тического и практического, каждый из которых решает собственные задачи. В теоретическом разделе освеща- ются теоретико-методологические проблемы, связанные с разграничением двух отраслевых дисциплин — социо- логии управления и социологии менеджмента, излага- ется история их становления, круг изучаемых ими воп- росов, а также рассматриваются основные понятия и категории их предметного поля, такие, в частности, как: экзистенциальные условия существования менеджера, управленческие революции, универсально-историчес- кие законы, социальная иерархия, экономические ре- сурсы и социальные блага, власть и ответственность, система социальных фильтров, механизм вознагражде- ния, социальная природа власти, социальный контроль, социальные нормы и санкции, агенты формального и неформального контроля, бюрократ, бюрократизация и бюрократизм, номенклатура, мафия и закрытая группа, социальное и организационное пространство, соци- альная организация, формальная и неформальная орга- низация, структура управления, организационная струк- тура и ее жизненный цикл, иерархические законы механизм достижительной мотивации, ро-
|
|
левые модели поведения в организации и организаци- онное поведение, жизненные карьеры, служебная ка- рьера, конфликтная вертикаль, каналы вертикальной мобильности, формальная и реальная квалификация, социальные лифты организации, власть, авторитет и лидерство, локус контроля и подбор лидеров, институ- циональный и групповой контексты лидерства, гендер- ный аспект управления, корпоративная культура и др. В практическом разделе освещаются современные практики менеджмента в бизнес-организациях. Здесь речь идет о кадровом менеджменте, конкретных тех- нологиях работы с персоналом, рекрутинге, подборе и аттестации кадров, об управленческом консалтинге (его сущности, истории, теории и практике, а также совре- менном состоянии в России и за рубежом), Public Relations как практике коммуникативного менеджмен- та, стратегическом, инновационном и корпоративном менеджменте, концепции «тотального контроля каче-
ства» и антикризисном управлении.
Отдельная глава раздела посвящается истории и функциям тренинга (в том числе его бизнес разновид- ности), видам тренинговых техник, методикам, техноло- гиям проведения тренингов, а также оценке их эффек- тивности. Продолжением этой темы служит разговор о центрах оценки персонала — комплексных методах вы- явления необходимых для определенной работы (долж- ности) качеств. В этом же разделе читатель найдет по- лезную информацию о деловых играх, узнает об истории их развития, классификациях, принципах построения и проведения, а также практиках использования в сфере управления. В завершающей части прикладного разде- ла студенты, аспиранты, преподаватели и практикую- щие социологи познакомятся с социометрическими про- цедурами, методологией тестирования и типами тестов, применяемых социологами.
Авторы выражают благодарность за участие в тех- нической и научно-методической подготовке некоторых материалов студентам Государственного университе- та гуманитарных наук и Московского государственно- го университета им. М.В. Ломоносова: И.А. Саране, СВ. Извольскому, Н.М. Подлосинской, Б.Л. Рубанову, А.В. Ивановой, А. Негребецкому, С. Кошель, Н.С. Ка- синовой, К.А. Семину,
И.О. Тюрина выражает особую благодарность Фонду содействия отечественной науке за помощь и поддержку в написании настоящей работы.