этого феномена и не пытаются вытеснить друг друга. В современной политологической литературе выделяют как минимум три аспекта (или измерения) власти:
• директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечиваю- щее выполнение приказа, директивы. Как раз в этом смысле и говорят о властях предержащих,
т. е. о высшей для данного общества (сообщества) властной инстанции, отдающей обязательные для исполнения приказания;
• функциональный аспект, т. е. понимание власти как способности и умения реализовать функцию обще- ственного управления;
• коммуникативный аспект власти, связанный с тем, что власть так или иначе реализуется через обще- ние и язык, понятный обеим сторонам.
При этом директивный аспект власти как принуж- дения к исполнению воли приказывающего обычно считается основополагающим12?.
Понятие власти применяется для обозначения либо способности людей (социальных групп, классов) присва- ивать себе волю других людей путем ограничения их свободы (К. Маркс), либо отношений, возникающих в результате, с одной стороны, реализации этой способно- сти, а- с другой — готовности людей подчиняться распо- ряжениям (М. Вебер), либо фактической способности людей, групп, подразделений, отдельных ролевых пози- ций программировать и модифицировать поведение и деятельность других людей на основе системы средств (правовых, экономических, психологических, социокуль- турных, силовых) во имя достижения определенных це- лей. В большинстве концепций власть в организации рассматривается как проявление права или фактичес- кой способности одних людей, прежде всего должност- ных лиц, обеспечивать «повиновение» других людей.
|
|
Таким образом, итог властных отношений заклю- чается в том, что одни играют роль руководителей, а другие— подчиненных128. Дадим следующее «рабочее» определение власти в организации: власть — это воз- можность влиять на поведение других.
Априорно предполагается, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей друго- го лица. Вместе с тем влияние (или любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведе-
10*
I. Теоретический раздел
ние, отношения, ощущения и т. п. другого индивида) и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способно- стей руководителя. В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Объем власти, которым обладает тот или иной человек в кон- кретной ситуации, определяется также и степенью его зависимости от другого лица: чем она больше, тем могущественнее власть этого лица. Именно поэтому в некоторых ситуациях и подчиненные могут иметь власть над руководителем, зависящим от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с сотрудниками других подразделений и т. п.
|
|
Очевидно, что для того чтобы руководить, необходи- мо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Иными словами, функция власти проявляется в управлении через вполне определенные каналы. Аме- риканские исследователи в области власти и лидерства Дж. Френч и Б. Равен разработали удобную классифи- кацию основ власти, включающую пять основных ее форм129:
1) власть, основанная на принуждении, предусматри- вает способность наказывать сотрудников за непод- чинение. При этом исполнитель верит, что влияю- щий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению его насущной потребности; например, может заблокировать про- движение по службе;
2) власть, основанная на вознаграждении. В данном случае личность получает власть за счет своей воз- можности назначить вознаграждение, а исполни- тель верит, что влияющий имеет возможность удов- летворить насущную потребность или доставить удовольствие;
3) экспертная власть (влияние посредством высоко- го профессионализма). Как правило, руководители добиваются этого типа власти, благодаря своим ви- димым достижениям: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным зна- нием в отношении данного проекта или проблемы, и принимает на веру ценность этих знаний;
4) эталонная власть (власть примера). Здесь речь идет о влиянии, основанном на харизме — власти не логики или давней традиции, а силы личных качеств
292 или способностей лидерм Власть примера, или ха-