руководителя (в ряде случаев он захватывал власть) и разрабатывали правила совместного поведения.
Власть — явление многомерное. С давних времен феномен власти и неравенство ее распределения меж- ду людьми, социальными группами и государственны- ми институтами порождали столько объяснений, обосно- ваний и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление. Мыслители начали задумываться о природе, власти давно, но до сих пор не дали согласо- ванного и единственно утвердившегося в науке опреде- ления. Для одних власть — особого рода влияние, для других — способность к достижению определенных целей, для третьих — возможность использования тех или иных средств, для четвертых — особое отношение между управляемым и управляющим и т. д. Некоторые авторы связывают власть с подчинением, приказанием или с зависимостью, обезличенной волей обстоятельств, а то и с взаимозависимостью. Выдающийся американ- ский социолог Т. Парсонс полагал, что власть— симво- лический посредник, аналогичный деньгам, которые сами по себе «ничего не стоят», но принимаются в ожидании, что они смогут впоследствии «кассировать- ся». Согласно определению Б. Рассела, любое достиже- ние намеченного результата действия уже есть прояв- ление власти — независимо от того, приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.
|
|
Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно ассоциируется с представлени- ями о принуждении, угнетении, насилии или неспра- ведливом господстве. Многие видели в ней источник всего самого низменного и злого. Итак было, начиная с Античности. В одном из диалогов Платона говорится:
«Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». В 1887 г. британский политик лорд Актон произнес схожую по смыслу фразу, ставшую крыла- той: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть коррумпируется абсолютно».
Однако не менее часто это понятие используют для обозначения позитивных или по крайней мере нейт- рально оцениваемых явлений, таких как законное ру- ководство, авторитет, признанное лидерство, влия- ние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность. Для Т. Гоббса, например, власть означа- ла средство достижения будущих благ, а сама жизнь рассматривалась им не более чем путь к осуществле-
нию своей мечты, т. е. вечное и неустанное стремле- 287