Глава В. Власть и социальный контроль

руководителя (в ряде случаев он захватывал власть) и разрабатывали правила совместного поведения.

Власть — явление многомерное. С давних времен феномен власти и неравенство ее распределения меж- ду людьми, социальными группами и государственны- ми институтами  порождали  столько  объяснений,  обосно- ваний и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое  явление.  Мыслители  начали  задумываться  о природе, власти давно, но до сих пор не дали согласо- ванного и единственно утвердившегося в науке опреде- ления. Для одних власть — особого рода влияние, для других —  способность  к достижению  определенных целей, для третьих — возможность использования тех или иных средств, для четвертых — особое отношение между управляемым и управляющим и т. д. Некоторые авторы связывают власть с подчинением, приказанием или с зависимостью, обезличенной волей обстоятельств, а то и с взаимозависимостью. Выдающийся американ- ский социолог Т. Парсонс полагал, что власть— симво- лический  посредник,  аналогичный  деньгам,  которые сами  по  себе  «ничего  не  стоят»,  но  принимаются  в ожидании, что они смогут впоследствии «кассировать- ся». Согласно определению Б. Рассела, любое достиже- ние намеченного результата действия  уже есть прояв- ление власти — независимо от того,  приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.

Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно ассоциируется с представлени- ями о принуждении, угнетении, насилии или неспра- ведливом господстве. Многие видели в ней источник всего самого низменного и злого. Итак было, начиная с Античности. В одном из диалогов Платона говорится:

«Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». В 1887 г. британский политик лорд Актон произнес схожую по смыслу фразу, ставшую крыла- той: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть коррумпируется  абсолютно».

Однако не менее часто это понятие используют для обозначения позитивных или по крайней мере нейт- рально оцениваемых явлений, таких как законное ру- ководство, авторитет, признанное лидерство, влия- ние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность. Для Т. Гоббса, например, власть означа- ла средство достижения будущих благ, а сама жизнь рассматривалась им не более чем путь к осуществле-

нию своей мечты, т. е.  вечное и неустанное стремле-  287


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: