ей, дирекцией завода и даже начальником цеха, то у рядовых граждан, вынужденных всем им подчиняться и все их знать, возникает информационная перегрузка. Занормированность общества так же плоха, как и недостаток или отсутствие социальных норм. Населе- ние отказывается выполнять нормы, а власти неспо- собны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем
больше их издается.
Между нормами и санкциями существует объек- тивное уравнение, которое звучит примерно следую- щим образом:
Каждая норма должна покрываться соответствую- щим числом санкций и количеством агентов контроля.
Если у вас не хватает налоговых инспекторов, или они не наделены соответствующими властными пол- номочиями, то не следует издавать массу постановле- ний и законов в области налогообложения: их все рав- но не выполнят.
От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, считайте, что она мертва. Люди обязательно увильнут от закона или соблюдения нормы в двух случаях:
|
|
• если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;
• если нет строгого и безусловного для всех граж- дан механизма контроля исполнения закона.
Одним из первых вопрос о том, как подчиненные обходят законы, поставил и изучил выдающийся доре- волюционный статистик А. Кауфман. Исследуя рус- скую общину, он установил интересную особенность: царское правительство издало несколько десятков за- конов и постановлений об устройстве русской общи- ны, порядке землевладения и землепользования, но крестьяне приняли только два-три закона, которые лучше других соответствовали их традиционному об- разу жизни и привычкам, были более понятны и вы- годны им. В результате новые законы, по существу, не изменили привычные формы хозяйствования.
Еще конкретнее выразился А. Солженицын, который сказал: «В России нет закона, есть столб, вокруг балкон, чтоб обходить закон». В незаконопослушном обществе искусство обходить закон очень развито. Со временем в
нем формируется самобытная культура непослушания — совокупность передающихся по наследству традиций, которым молодые поколения обучаются, приглядывая за тем, как ведут себя в различных ситуациях старшие. В основе культуры непослушания лежат неформальные нормы, передаваемые через каналы распространения слухов и общественного мнения. Она формируется сти- хийно как оппозиция формальной культуре послушания. Кто из них окажется сильнее, тот и определит морально- психологическую атмосферу общества.
|
|
Если культура непослушания формируется снизу, то укрепляется она действиями тех, кто стоит наверху. Если высокопоставленные чиновники, нарушив закон, легко уклоняются от правосудия, то рядовые граждане, чув- ствуя несправедливость нормативно-судебной системы, обязательно найдут лазейки и для себя. Когда начальство ворует по-крупному, подчиненные непременно будут воровать по-мелкому. Но если высокопоставленных чи- новников прощают за крупные преступления, то это вовсе не означает, что с еще большей легкостью суды станут прощать за мелкие проступки. В этом случае существует т. н. асимметрия преступлений и возмездия. В авторитар- ном обществе гораздо чаще прощают топ-менеджеров, совершивших крупные преступления, нежели рядовых исполнителей, проштрафившихся по мелочам.
В работе «История Флоренции» (1532) уже упоми- навшийся нами Н. Макиавелли проанализировал пси- хологию и тактику поведения высших менеджеров, избрав в качестве примера предводителя знаменитого восстания чомпи (Флоренция, 1378) — одного из пер- вых в Европе восстаний рабочих. Обращаясь к толпе, предводитель восставших призывал «идти до конца», раз уж люди взялись за оружие и учинили массовые погромы. Если бы нам пришлось решать сейчас, брать- ся за оружие и опустошать дома граждан или нет, — говорил вождь, — то я был бы первым, кто посоветовал не торопиться, предпочтя мирную нищету братоубий- ственной войне. Но оружие поднято, и теперь уже речь идет о том. как избежать наказания за содеянное зло и при этом добиться большей свободы.
Асимметрия преступления и возмездия.
В авторитарном обществе гораздо чаще прощают топ- менеджеров, совершивших крупные преступления, не- жели рядовых исполнителей, проштрафившихся по
332 мелочам.