Глава 1. Прикладные соцнолитческне исследования

внимание  уделяется  не  эмпирическим  находкам,  а решению  «головоломок»  клиента.

Как правило, прикладная социология развивает- ся за счет собственных концептуальных и теорети- ческих инноваций. Однако это вовсе не исключает, что она не может использовать в своем развитии общие принципы и модели базисной, академической науки. Реальное отношение между двумя науками решается в каждом конкретном случае индивидуаль- но. Далеко не все фундаментальные схемы академи- ческой социологии используются социологией при- кладной. Часто заимствованное проходит через процедуру повторной интерпретации. Примером может служить понятие «первичная группа», возник- шее поначалу в общей антропологии, а затем пере- несенное в индустриальную социологию и превра- тившееся там  в понятие  «неформальная группа».

В наши дни в США насчитываются сотни, если не тысячи (крупных й мелких, государственных и частных) организаций, занимающихся исследованиями, резуль- таты которых оформляются в социоинженерные проек- ты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Некоторые учреждения подобного типа имеют в своем штате больше ученых с докторской сте- пенью, чем многие признанные университеты. Ожида- ется, что в ближайшее время социологи-прикладники будут пользоваться большим, чем академические ученые, спросом.

В кризисные моменты государство обычно сокра- щает финансирование фундаментальной науки, и тогда ученые обращаются к рыночным источникам — хоздо- говорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. Для отечествен- ной социологии поворотными явились 1990-е годы — период, потребовавший решительной переоценки сло- жившихся ценностей, норм и принципов профессио- нальной деятельности, методов научного исследования. На коммерческие рельсы перешли некогда независи- мые и творчески свободные университеты, академичес- кие институты и исследовательские -центры. У фунда- ментальной науки появилась практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или по большей части в науку прикладную.

Речь идет об общемировой тенденции, свойствен- ной и промышленно развитым, и экономически отста-


лым странам, Наиболее ярко ее выразили два бывших президента Американской социологической ассоциа- ции, «прикладники» Питер Г. Росси и Матильда У. Рили: в хорошие времена, считают они, когда правительство оказывает широкую поддержку и академический ры- нок труда благоприятен, фундаментальная наука раз- вивается особенно быстро. Напротив, в плохие време- на, когда ухудшается экономическая ситуация, и рынок занятости сужается, преимущество получают приклад- ные исследования. При этом академические ученые, обращающиеся за помощью к предпринимателям, хва- лятся не своими успехами, а достижениями собрать- ев-прикладников. Бизнес — очень требовательный и капризный спонсор. Он неумолим, когда навязывает ученым свои стандарты, требования, сроки и правила игры. Он щедр, когда оплачивает высококачественную продукцию прикладника по самым высоким расцен- кам. Работать в бизнесе труднее и рискованнее, но заработать в нем можно гораздо больше. Прикладная социология на службе у бизнеса — это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а впол- не прозаическим потребностям тех, кто управляет по- ведением многомиллионной массы людей.

Таким образом, прикладная социология и менедж- мент связаны между собой родственными узами; они — органические части одного целого, их союз естествен. И в этом нет ничего нового. На Западе прикладная социология возникла, оформилась и развивалась в тесной связи с потребностями менеджмента и пред- принимательства. В СССР сотни и тысячи заводских социологов многие десятилетия занимались сервисны- ми разработками.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: