Глава 1. Прикладные социологические исследовании

в соответствующей знаковой форме: словесной (опи- сание), блок-схемы, графа, матрицы и т. д.

После разработки опытной (реальной или мыслен- ной) модели системы наступает стадия проверки и оценки ее работы. Одним из средств проверки предла- гаемого нововведения является эксперимент — «прак- тическое использование новшества в ограниченном масштабе с целью проверки его пригодности для ши- рокого применения». Назначение  эксперимента  состо- ит в получении той информации о качествах предла- гаемого новшества, которую невозможно получить посредством предварительных прогнозов, сколь бы совершенными они ни были. Самая тщательная тео- ретическая и проектная разработка планируемого ме- роприятия  не  может  предусмотреть  все  последствия и  трудности  его  реализации.

Правда, необходимость в эксперименте возникает не всегда, а лишь в тех случаях, когда конечный ре- зультат нововведения неясен. Гораздо чаще управлен- цы идут не экспериментальным, т. е. поисковым, Пу- тем, а заимствованием уже готового и апробированного передового опыта. Эксперимент и передовой опыт можно рассматривать либо как две различные формы организационного изменения (А.И. Пригожий), либо как два самостоятельных этапа одного и того же про- цесса. Второе, на наш взгляд, более приемлемо, посколь- ку через стадию эксперимента прошли в свое время такие известные формы нововведений, как бригадный подряд и другие, вошедшие сегодня в фонд передового опыта организации труда.

Контроль за внедрением: система практических мероприятий не заканчивается внедрением планируе- мых нововведений и выявлением так называемых вто- ричных последствий новшеств. Не меньшее значение имеет система налаженного, четко организованного контроля за внедрением плана. Этот процесс представ- ляет собой комплекс регулярно проводимых мероприя- тий, в которых участвует весь трудовой коллектив и все звенья управления. Именно так было поставлено дело в производственном объединении «Ворошиловградтепло- воз», где общий контроль за реализацией осуществлял генеральный директор, а частный (по направлениям) — его заместители и служба главного инженера. Ответ- ственность за выполнение мероприятий несли и руко- водители, и специалисты других уровней и подразде- лений.  Составлялся график очередности рассмотрения


 

 


II. Практический раздел

реализации плана и решения социальных проблем с разбивкой по месяцам, результаты обсуждались на совещаниях управленческих служб и общественных организаций. Информация о ходе выполнения плана постоянно обобщалась, анализировалась и оценивалась специалистами, а также сообщалась в заводскую пе- чать. Работа по выполнению мероприятий включалась в оперативно-календарные планы цехов, ответственность за социальные вопросы была паритетна ответственнос- ти за вопросы технические. Достоинства разработанной системы контроля состояли в оперативности, простоте, надежности, персонификации ответственности, незначи- тельности затрат на внедрение.

Оценка результатов внедрения: внедрение соци- ального плана должно завершаться не отчетом руково- дителей, а подведением итогов, т. е. оценкой того, какие реальные улучшения произошли после нововведений в условиях труда, социальной структуре, поведении и сознании людей. Иными словами, на оценочном этапе проверяется реализация принятых мер и достижение запланированных целей. Плодотворную роль здесь иг- рают социальные показатели, позволяющие эмпиричес- ки представить не только исходную ситуацию, но и конечные результаты социального управления. «Чтобы провести анализ достигнутого, — считает М. Иллнер, — нужно сначала описать конечное состояние управляе- мого объекта после принятия управленческих мер. Дан- ная задача решается аналогично той, которая стояла на диагностическом этапе управления... Здесь также при- меняются показатели описательного и аналитического типов, но в этом случае они выполняют контрольную функцию. Знание конечного состояния управляемого объекта позволяет приступить к выявлению эффектов социального управления, т. е. определению разницы между исходным и конечным положением, которая обус- ловлена действием управленческих мер. Таким образом, ядро выявления эффектов — сопоставление показате- лей, характеризующих исходное и конечное состояние объекта управления, и анализ причин обнаруженных изменений»301. К сожалению, методика подсчета эконо- мического эффекта социальных нововведений еще не- достаточно проработана в социологической литературе. Поэтому на практике используются весьма приблизи- тельные и не всегда точные методы.

Щмпирические исследования:   блок  социологических

700 исследований  выполняет  в  программе  социального


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: