П. Практический раздел

 

ных механизмов саморазвития человека, посколь- ку дает возможность закрепить удачные элементы деятельности и отвергнуть неудачные;

схематизацию —- метод, исходящий из того, что зрительные образы мыслительных или социальных процессов, представленные на бумаге или доске (то есть в любом наглядном виде), легче поддаются рас- смотрению — анализу и синтезу, — особенно когда в работе участвуют несколько человек. Специфика систематизации состоит в том, что игротехникам и методологам удалось выделит», некоторое количе- ство инвариантных универсальных схематизмов, применимых к большому числу явлений и обладаю- щих большим эвристическим потенциалом. Схема- тизация используется для оформления решений, представлений и позиций участников игры;

позиционный анали з - понятие «позиция» — одно из ключевых понятий в методологии деятельности, которое определяется как  место  в  структуре дея- тельности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенный способ действия.

Таким образом, очевидно, что ИНИ является слож- ным сочетанием развитых технологий, выбор которых предполагает чувствительность к разной длительнос- ти игры, разным уровням подготовки участников и сложности решаемых проблем. B.C. Дудченко предла- гает для решения этих проблем модульный принцип построения игры. Большинство процедур и операций могут быть представлены в виде отдельных методичес- ких или технологических блоков — модулей, которые можно отбирать и использовать для решения опреде- ленных задач, возникающих в конкретных ситуациях. Модульный принцип организации ИНИ превращает все ее средства в гибкую систему, наиболее соответ- ствующую особенностям как макро-, так и микроситу- аций, в которых сегодня применяются игры140 .

Эффективность инновационных игр оценивается прежде1 всего в зависимости от «переворота» в созна- нии игравших. Однако и без такой оценки можно гово- рить об ИНИ как о высокоэффективном методе обуче- ния персонала. Основной эффект игры заключается в

«повороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек осво- бождается от врожденной боязни перемен, от предрас- судков, мешающих инновационному мышлению.


 

Главной причиной, снижающей эффект игры, явля- ется то, что по ее окончании участники сталкиваются с жесткой реальностью. Скоро они начинают осознавать, что их инновационные наработки повисают в воздухе из- за сильного психологического противостояния: «мы» — участники игры, обогатившиеся новым видением реше- ния проблем, и «они» — не понимающие произошедших с нами перемен. Наработанный результат, столь привле- кательный для участвовавших в игре, оказывается не- привлекательным для остальных. Поэтому очень важно соблюдать пункт правил, в котором говорится о привле- чении к игре высшего руководства, поскольку в против- ном случае все наработки будут отторгаться. Если это условие не соблюдается, игра теряет смысл.

Также следует выделить эффект «возврата досто- инства», когда участники говорят: «А мы, оказывается, лучше, чем сами о себе думали». Этот эффект связан с изменением нормы и с максимизацией усилий. После игры сотрудник обнаруживает, что может работать гораздо интенсивнее, открывая в себе новые резервы работоспособности.

Даже поверхностный анализ принципов организа- ции и проведения организационно-деятельностных и инновационных игр позволяет говорить о том, что они имеют много сходных черт: работа проводится в не- скольких рабочих группах, каждая из которых высту- пает затем с докладом. Широко применяются приемы распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации и позици- онного анализа. Вместе с тем у двух типов игр есть и различия, основные из которых представлены в ниже- следующей таблице441.

Выше мы уже упоминали о том, что организацион- но-деятельностные и инновационные игры имеют наи- большее распространение среди игр открытого типа. Однако существуют и другие типы игр, связанные с ОДИ и ИНИ. Остановимся кратко на некоторых из них.

Проектные игры, впервые организованные в сфе- ре культуры И.В. Жежко. Специфика данного типа игр состоит в акцентировании проектного аспекта игротех- нической деятельности. Отметим, правда, тот факт, что. хотя проектные игры и не имеют специальной направ- ленности на получение принципиально новых резуль- татов, иногда удается их достигнуть.

Другим видом является организационно-мысли- тельная  игра   (ОМИ),  разработанная  О.С.  Анисимовым


 

 


 




1034



Практический раздел

 

в 1984 г. Эта игра ориентирована на формирование у участников высокого уровня мыслительной культуры, на овладение методологией и умением строить поня- тия, системы критериев и концепции деятельности. По принципам своей организации ОМИ близки ОДИ: от- личие состоит в учебной и мыслетехнической ориен- тации первых. Группой О.С. Анисимова была разрабо- тана «методологическая азбука» — ряд устойчивых схем, позволяющих описывать большое число возни- кающих в мышлении и деятельности ситуаций и явля- ющихся одним из возможных языков социального про- ектирования.

Учебно-проблемно-практическая игра (УППИ) (создатель С.Н. Железко) направлена на выявление реальных и потенциальных деятелей, а также на вы- работку и освоение ими новых навыков профессио- нальной деятельности, Эта задача реализуется в три этапа: первый - приглашение на игру, второй — собственно игра, представляющая собой слабоформа- лизованный процесс совместной деятельности людей по решению актуальных общих, групповых и индиви- дуальных проблем, возникающих в их практике. Уча- стники, которые, преодолевая преграды, расширяли свой профессиональный багаж и проявляли это в игре через действие, характеризуются как люди с деятель- ностной ориентацией, что и является целью игры. Третий этан осуществляется приблизительно через месяц после завершения игры: через почтовый опрос всех участников определяется самооценка полученных в ходе УППИ личных результатов, а также готовность принять участие в игре подобного типа. Тех коррес- пондентов, которые демонстрируют аргументирован- ную готовность к игре (при совпадении с экспертной оценкой команды успешности их участия в прошедшей игре), можно с высокой долей вероятности отнести к группе лиц, способных при некотором содействии развернуть эффективную деятельность по нормализа- ции процесса культурного воспроизводства.

Опыт проведения УППИ показал, что приобрете- ния и устойчивого закрепления широкого круга новых навыков профессиональной работы невозможно дос- тичь за одну игру, поэтому рекомендуется проводить развернутый цикл игр. В основе УППИ лежит процесс самообучения, дающий возможность за относительно короткий срок (7—10 дней) расширить границы про- фессионального опыта.


Метод продуктно-ориентированных игр был раз- работан группой новосибирских ученых во главе с В.А. Заргаровым. Так же как и в проектных играх, главный упор здесь делается не столько на образова- ние команды и обучение, сколько на конечный про- дукт — детально проработанный социальный проект. Практически-деловые игры, предложенные А.И. При- гожиным, имеют сходные черты с ИНИ. Отличитель- ная особенность их состоит в серийности проведения: так, например, в рамках одного коллектива на первой игре подводятся итоги углубленной диагностики орга- низационных проблем, а вторая игра посвящается не- посредственно выработке решений.

Эстонский  специалист  в  области  игротехники Ю. Ляэнесаар разработал модель рекреационной игры, контингент участников которой составили руководители высокого ранга. Специфика данного метода — непродол- жительность рабочих заседаний (2 — 3 часа в день): ос- тальное время участники посвящают активному отдыху. Иногда оказывается, что  такой  свободный  режим  игры не менее продуктивен, чем работа на пределе сил. Одна- ко для этого необходима высокая культура коллективной творческой  работы  и  «сыгранность»  команды.

В последнее время помимо имитационных и откры- тых игр начинает активно формироваться класс игр

«полуоткрытого», или смешанного, типа. К игровой деятельности полуоткрытого типа можно отнести орга- низованные В.К. Тарасовым многодневные (до 40 дней) школы менеджеров, характерной особенностью кото- рых следует считать искусственное создание ситуации, при которой участники действуют не как партнеры, а как соперники.

 

Ансамблевые  деловые игры

Ансамблевые игры (АИ), или, как их еще называ- ют, ансамблевая учеба, появились в СССР в середине 1970-х гг. Концептуальные основы ансамблевой учебы, охватывающей одновременно весь руководящий персо- нал (35 — 45 человек) во главе с руководителем, были разработаны в фирме «Майнор» в 1976 г. В дальнейшем эта форма обучения и развития руководящих кадров широко использовалась на практике на трех организа- ционных  уровнях:  министерство,  производственное

объединение и филиал (фабрика).                  1035


 

Таблица 2

 

 

Критерии сравнения Оргатгшционно- деятельностные игры Инновационные  игры
\. Используемые средства Преимущественно Методологические.
  методологические мыслетехнические.
  и мыслетехнические средства. социотсхничеекие.
  Развитие этих средств психотехнические.

 

 

рассматривается как одна основных целей ОДИ лептонные. художественные  средства. используемые как единый
  комплекс

2. Ожидаемые результаты

Развитие человеческого Содержательные.
мышления, развитие социальные.
методологии.  Полученные психологические,  духовные,
содержательные результаты энергетические.
рассматриваются методологические
как «фиктивно- результаты.  Социальные
демонстрационный  продукт». проекты, разработанные
гак как считается, что в ходе игры.
созданные в ходе ОДИ рассматриваются как
проекты заведомо слабы полезное средство
из-за недостаточной самоорганизации
методологичес ко й заказчиком своей

подготовленности участников

деятельности на
определенном этапе

 

 

 

3. Язык, используемый на игре Усложненный, искусственный, методологический язык Естественный язык, понятный Методологический язык используется игропрактиками только в своем кругу при проектировании и анализе игры
4. Принципы группообразования Позиционный  и проблемный принципы: группы создаются в соответствии с функциональными или содержательными позициями, занимаемыми участниками игры, или под проблемы Принципыразнообразия и свободного выбора. Группы создаются максимально разнородными по своему составу или но  свободному  желанию участников
5. Отношение к содержательному конфликту как к средству организации работы Одно из главных средств работы, позволяющее снимать ограниченность предметных и профессиональных позиций участников работы и выходить на уровень методологических средств Одно из многих средств работы, использование которого исключает возможность нанесения участникам игры морального, психологического и социального ущерба
6. Отношение к отсеву участников по ходу игры Отсев участников допустим и неизбежен Отсев нежелателен
7.  Образное  представление  игры с точки зрения ее организаторов Мегамашина для мыследеятелыюсти Живая организация людей, решающих свои проблемы

 

СО

I


 

 





1038


На уровне министерства ансамблевая учеба назы- вались «школой директоров», занятия в ней проводи- лись дважды в год по два дня. Участниками являлись все директора предприятий и руководящие работники министерства. Объектом внимания служили узловые, не решенные на данный момент проблемы, например, кадровая политика, улучшение стиля руководства и т.д. Вначале консультанты проводили диагностику органи- зации, выявляли проблемы и возможности их решения, знакомились с передовым опытом и намечали план проведения занятий.

Занятия начинались с лекции консультанта, кото- рый вводил слушателей в теорию вопроса, знакомил их со способами решения проблем на передовых пред- приятиях. Затем в группах (5 — 6 человек) происходил организованный поиск решения конкретных задач, вытекающих из специфики данного предприятия, и обсуждались его варианты. При этом внутри одной группы и в ходе межгруппового обсуждения стал- кивались различные мнения, подходы, возникали но- вые идеи и т.д. Совместный анализ проблемы улучшал взаимопонимание между руководителями разного уров- ня, которые глубже вникали в суть дела, осознавали необходимость нововведений и перемен в коллективе. Важное правило — участники по возможности долж- ны были быть изолированы от повседневной работы, и все свое время посвящать учебе. Ансамблевая учеба проводилась  с  отрывом  от  производства442.

Позже интересная игровая система смешанного типа была разработана доктором социологических наук, профессором ГАУ им. С. Орджоникидзе Ю.Д. Красов- ским. Элементами открытости здесь можно считать то, что работа участников игрового процесса сориентиро- вана на неизвестное, заранее готовая модель решения проблемы отсутствует, а деятельность команды направ- лена на проектирование ближайших перспектив.

В течение многих лет Ю.Д. Красовский разрабаты- вал модели деловых игр открытого типа на основе рефлексивно-ценностной  концепции  управления. В ходе своих исследований он встал перед проблемой конструирования таких игр, в которых игровые эффек- ты непосредственно вплетались бы в практику управ- ления сразу после игры443. Сначала эти игры называ- лисьпсихолого-управлеическими, апозже получили название ансамблевых. Создаваемый «деловой ан- самбль» должен был быть достаточно представитель-


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: