Исследовательскую работу мы проводили на базе Борисоглебского государственного педагогического института 4 курса 2 группы факультета ПиМНО с дополнительной специальностью «Социальный педагог». В группе 21 человек. Из них мы выбрали 5 человек, а именно Агапову Ирина, Ванюкову Елену, Говорову Ольгу, Ненашеву Маргариту, Стёпину Кристину. Все студенты целеустремленные, заинтересованные, но каждый со своим мировоззрением.
Оборудование: лист-опросник, ручка.
Цель: изучение уровня сформированности профессиональной компетентности социального педагога.
Ход исследования:
перед началом проведения опросника мы прочитали инструкцию студентам.
Вашему вниманию предложен ряд вопросов. Внимательно прочитайте каждый из них и оцените его в бальной системе:
«Да» — 5 баллов; «Скорее «да», чем «нет» — 4 баллов; «Иногда», «Когда как» — 3 балла; «Скорее «нет», чем «да» — 2 балла; «Нет» — 1 балл.
Студентам на выполнения этого задания было отведено 30 мин.
Опросник состоит из 60 вопросов, которые сгруппированы по четырём шкалам, по 15 вопросов в каждой:
|
|
• специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие;
• социальная компетентность - владение приёмами организации группового взаимодействия, совместной, профессионально ориентированной деятельности, а также принятыми в данной профессии
приёмами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
• личностная компетентность - владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности;
• индивидуальная компетентность - владение приёмами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать свой труд рационально, без перегрузок.
Вопросы каждой шкалы оценивались по пятибалльной шкале:
«Да» — 5 баллов;. «Скорее «да», чем «нет» — 4 балла; «Иногда», «Когда как» — 3 балла; «Скорее «нет», чем «да» — 2 балла; «Нет» — 1 балл.
По каждой шкале респондент может максимально набрать 75 баллов.
К участникам предъявляются определённые требования:
•высокий уровень эрудиции;
• достаточный опыт работы (не менее трёх лет);
• наличие высшей квалификационной категории;
• профессиональный интерес к своей работе;
• отсутствие личной заинтересованности в том или ином исходе оценочных действий.
Студентам показался опросник сложным, на некоторые вопросы они затруднялись отвечать.
|
|
Интерпретация результатов:
проводилась по следующей таблице.
Уровень, баллы | ||||
Диагностируемые показатели | Относительно высокий | Несколько выше среднего | Относительно средний | Относительно низкий |
Специальная компетентность | 4,8-5,0 | 4,3-4,7 | 3,4-4,2 | 0-3,3 |
Социальная | 4,8-5,0 | 4,4-4,7 | 3,5-4,3 | 0-3,4 |
Личностная | 4,7-5,0 | 4,2-4,6 | 3,5-4,1 | 0-3,4 |
Индивидуальная | 4,7-5,0 | 4,3-4,6 | 3,5-4,2 | 0-3,4 |
Общий уровень профессиональной компетентности | 4,75-5,0 | 4,3-4,65 | 3,48-4,18 | 0-3,38 |
Обработка результатов:
Шкала «Специальная компетентность» — вопросы №1-15;
Шкала «Социальная компетентность» — вопросы №16—30;
Шкала «Личностная компетентность» — вопросы №31—45;
Шкала «Индивидуальная компетентность» — вопросы №46-60.
Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале у педагога-психолога. Полученный результат делится на 15 — определяется средний балл по каждой шкале. Все полученные результаты по каждой шкале суммируются и делятся на 60 - это общий уровень профессиональной компетентности. Наивысший балл составляет 5, наименьший — 1 балл.