Понятие «конвергенция» (от-латинского convergo - приближаюсь, схожусь) применительно к поставленной в заглавии параграфа проблеме, означает взаимоприближение, взаимодействие, взаимопроникновение естественно-научных и социально-гуманитарных наук. Или, по меткому выражению Ф. Энгельса, можно говорить о возникновении и пульсации своеобразного "идейного тока", между естественными и социальными науками.
Тем не менее, необходимо отметить, что идея конвергенции этих двух отраслей научного знания соседствует с противоположной точкой зрения, согласно которой между гуманитарными и естественными науками существует пропасть, и она все больше и больше расширяется.
Именно такая позиция была высказана Ч. Сноу в 1959 г. в его знаменитой работе «Две культуры и научная революция». Здесь, в частности, он отмечает, что гуманитарии квалифицируют ученых как поверхностных оптимистов, которых мало интересует человек. Естественники же (в терминологии Сноу ученые) в свою очередь считают, что гуманитариям не хватает широты взгляда, они сводят мысль человека до экзистенциального (сиюминутного) момента и не интересуются интеллектуальным опытом, накопленным в естественных науках.
|
|
Констатируя имеющиеся отличия между естественными и гуманитарными науками, сегодня вряд ли можно утверждать, что доминирует тенденция, отмеченная Ч. Сноу. Скорее наоборот, сторон-
31
ников конвергенции естественных и гуманитарных наук становится все больше и больше, поскольку анализ объективного процесса эволюции науки указывает на преобладание именно этого направления. Попробуем аргументировать и развить данную позицию.
В конвергенции естественных и социально-гуманитарных наук можно выделить два направления:
а) проникновение естественных наук в социально-гуманитарные;
б) гуманитаризация естественно-технических наук. Остановимся на каждом из этих направлений подробнее.
О влиянии естественно-технических наук на социально-гуманитарные науки наговорено и написано много. И, пожалуй, главным здесь является процесс математизации и информатизации социально-гуманитарных наук.
Использование математически-статистических методов в психологии, лингвистике, экономике, социологии на разных стадиях и уровнях исследований, происходящих здесь, теоретическое моделирование социальных процессов с помощью компьютеров, применение кибернетических методов, системного подхода, новых информационных технологий, в частности Интернета, в организации научных контактов, поиска нужной научной информации, совместного осуществления исследовательских проектов - вот неполный перечень продуктивного внедрения естественно-технических наук в социально-гуманитарные исследования.
|
|
Интересен и важен обратный процесс - внедрения социально-гуманитарных наук, соответствующих методов в научные исследования, происходящие в области естественных наук. Применение лингвистических законов в процессе создания языков программирования, учет законов психологии при формировании научно-исследовательских групп, а также при создании систем человек-машина, использование эстетических законов при проектировании машин и механизмов - вот примеры продуктивного влияния социально-гуманитарных наук на развитие естественно-технических знаний.
Процесс конвергенции естественно-технических и социально-гуманитарных наук рельефно проявляется в процедуре совместного решения ими тех или иных научных и практических проблем, в процессе междисциплинарных исследований. Обсуждение этого вопроса будет продолжено нами в теме № 12, здесь же приведем несколько ярких примеров таких междисциплинарных исследований.
32
Наиболее интересным, на наш взгляд, являются случаи, когда один и тот же ученый при решении той или иной научной задачи выступает одновременно и как естественник (натуралист) и как гуманитарий.
Все это в первую очередь относится к творчеству выдающегося исследователя, нашего соотечественника В.И. Вернадского (1863-1945). Он впервые в истории естественных и гуманитарных наук на глобальном, планетарно-космическом уровне осуществил синтез геологических, биологических и социокультурных (гуманитарных) знаний в единую науку о гео-био-ноосфере.
Ноосфера Вернадского - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготовленная всем прошлым планеты. Научная мысль - такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по глубочайшему убеждению Вернадского, ни повернуть вспять, ни остановиться, ибо таит в себе потенцию развития фактически безграничного.
Особую роль при этом Вернадский отводил геохимии, и биогео: химии, соединяющим науки о природе с науками о человеке. В этих науках человек есть "сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере", ведущая к перестройке биосферы, превращения ее в ноосферу ("царство разума") - "новое геологическое явление на нашей планете".
Эта перестройка.осуществляется в процессе сложной эволюции биосферы, ее самосовершенствования, все более полного, активного накопления и трансформации энергии, усложнения своей организации и обогащения информацией. Вернадский различал три вида реальностей: 1) микроскопическую реальность; 2) реальность в области жизни человека; 3) реальность в глобальном космическом масштабе.
В качестве конкретных условий для развития ноосферы Вернадский выделял: 1) усиление связей, в том числе политических, между всеми странами, могущими, в частности, составить и реализовать продуманную систему исключения войн; 2) выход в космос; 3) равенство людей всех рас и религий; 4) резкое преобразование средств связей; 5) свобода научной мысли.
.Поскольку научное творчество у Вернадского - сила, изменяющая биосферу, особую.роль он отводил миссии ученого, сообществу ученых. Прежде всего, в сфере научных работников, считает Вернадский, "происходит психологический перелом величайшей
33
важности - растет неудовлетворение узкими размерами Земли., искание мировой космической связи".
Что касается взаимосвязи методов разных наук и познавательных традиций, то Вернадский отмечал, что «некоторые части даже современного научного мировоззрения» были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, - они вошли в науку из религиозных идей, из философии, из общественной жизни и искусства».
|
|
По мнению мыслителя, современная наука сейчас как никогда нуждается в «подпитке» идеями и понятиями, возникающими в области философии, искусства, религии, и эта процедура требует одновременной работы мысли во всех областях человеческого знания.
Наконец, во.дзгаяд^.щ.человека Вернадский призывал «не потерять...чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности», продолжая развивать в данных призывах гуманистические традиции.
Актуальной и в то же время показательной в плане сотрудничества естественно-технических и социально-гуманитарных наук является решение разного рода эргономических задач, где под эргономикой понимают проектирование и оптимизацию трудовой деятельности человека, связанной с созданием и эксплуатацией всевозможных технических устройств.
Для эффективной и надежной работы системы человек-машина необходимо наличие множества условий:
а) учет и использование таких личностных качеств, как образованность, уровень культуры, квалифицированность, потребность в самовыражении, потребность в общении и др., традиционно изучаемых такими социальными науками, как социология и социальная психология.
в) здоровье работника, наличие удовлетворительных условий труда (освещенность, температурный режим, качество воздуха, уровень шума и др.).
б) наличие современной техники с соответствующими техническими параметрами: мощность, энергоемкость, надежность и др., традиционно изучаемых техническими науками.
Все это в комплексе плюс учет экологического параметра (влияния на окружающую среду) и является условием с одной стороны высокопроизводительной работы техники, а с другой сохранения здоровья и развития личности в процесса труда.
Результатом взаимодействия социальных и естественных наук являются все расширяющиеся новые области междисциплинарных исследований: техническая эстетика, инженерная психология, 34
|
|
математическая лингвистика, семиотика, математическая психология, информационная эпистемология (теория познания), компьютерная этика, сетевая экономика и др. (подробнее о междисциплинарных исследованиях в области социальных наук в теме № 12).
Процесс проникновения социально-гуманитарных наук в область естественно-технических, знаний идет не только на уровне применения последних методов и законов социальных наук, но и на уровне проникновения в целом гуманитарного мышления в процесс получения и осмысления добытых в естественных науках знаний и техникотворчества.
При этом под гуманитарным мышлением будем понимать примат интересов человека, его физиологического и психического здоровья, перспектив нормального развития при анализе последствий тех или иных открытий в области естественных наук и технике.
Именно это имеется в виду, когда речь заходит о необходимости оценивать социально-гуманитарными науками результаты и тенденции научно-технического прогресса с точки зрения интересов развития общества и личности.
Данная идея реализуется например в процедуре социально-гуманитарной экспертизы таких научно-технических проектов, как конструирование и внедрение в человеческий организм гибридных молекул ДНК, клонирование (выращивание из клеток организма такого же организма или отдельных органов), создание новейших лекарств и нейрохирургические эксперименты, модифицирующие и регулирующие мотивацию поведения.
Учеными, политиками и обществом в целом давно уже выработана установка, согласно которой основы плодотворного взаимопроникновения естественных и гуманитарных наук необходимо закладывать еще на стадии получения образования. Именно на это направлен процесс гуманитаризации самой системы образования.
С ростом информационных потоков, с которыми сталкивается молодой человек, необходимо научить его оценивать хаотически развивающиеся системы знаний, свое место в этом неопределенном мире, и роль гуманитарных наук в этом главенствующая.
Гуманитарное знание является отражением органического триединства человека: его чувственного, интеллектуального и волевого начал. Поэтому формирование гуманитарного мышления предполагает наряду с рационально-логической его стороной развития эмоционально-образной и волевой компоненты.
Частным случаем такого подхода является научение умению видеть смысл за употребляемыми словами, развитие способ-
ности к распознаванию прямой и скрытой символики слов и знаков, пониманию культурологических условий, на фоне которых протекают те или иные социальные явления.
Система словесных значений составляет огромный пласт культуры, который в определенной степени существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
И этот важнейший пласт культуры должен быть введен в сознание молодого человека, освоен им, ибо каждое слово связано со множеством чувств, мыслей, ассоциаций и образов. А умение работать со словом не как с заданной раз и навсегда конструкцией, а как с пластичным, меняющим свой оттенок материалом, является важнейшей составной частью гуманитарной культуры.
Система образования должна в связи с этим искать и ищет новые формы образования, интегрирующие в себе логическое и эмоционально-образное восприятие, интерпретацию и трансформацию информационного поля как на уровне индивида, так и на уровне учебного коллектива.
В этом направлении многое сделано, но есть еще множество проблем: в частности, как отмечают эксперты, «В социально - гуманитарных предметах уделяется больше внимания проблемам мира, природы, общества, культуры, чем человеку. В них недостаточной степени ставятся проблемы, относящиеся к внутреннему, духовному миру человека, к его поведению и действию, проблеме поиска им смысла жизни, места, роли и предназначения в мире» (57. С. 85).
«Гуманитаристика,....предполагая неоднозначное осмысление окружающего мира, порождает сомнения и ничего не предлагает взамен опыту и практике, разве что определенную традицию решения проблем. Студенту (естественно-технического профиля - Ю.Т.) сложно совместить два различных типа мышления. Поскольку он по преимуществу прагматик, то выбор делается не в пользу гуманитарного типа мышления и гуманитаристики в целом (29. С. 98).
В результате «престиж социально - гуманитарных наук в последнее время падает,...технократические ориентации преобладают над гуманитарными...Образование, прежде всего в современной России, преследует цель подготовить квалифицированного специалиста, и уже во вторую очередь нацелено на широкое развитие личности" (57. С. 85-87). С этой целью предлагается «изменить содержание, целевые ориентации социально - гуманитарных дисциплин в плане их перехода с парадигм "мир — человек", "общество — человек" и т.п. на "человек <-► мир <-> "Я" человека", "человек <-> общество <-► "Я" человека» (там же).