Время - это форма бытия, координации природных и социальных объектов через последовательность и длительность. Если последовательность и длительность (темпоральность) природных объектов задается естественной логикой их развития (причем естественная темпоральность может значительно различаться: время жизни бабочек несколько недель, время жизни баобаба или куска гранита - тысяча лет, черепахи - сто лет и т.д.), то последовательность и длительность социальных явлений в очень сильной степени зависит от субъективного фактора.
Различают объективное и субъективное социальное время: объективное - время существования таких социальных явлений и процессов, как жизнь цивилизации, общества, человека, того или иного экономического, политического, научного и т.д. явления. У каждого социального явления существует своя временная ритмика в зависимости от его специфики (например, время протекания экономических процессов может измеряться пятилетками, или временем реализации какой-то экономической программы; политическое время - династическими периодами и т.д.). По разным временным циклам (меркам) могут жить целые цивилизации.
|
|
Субъективное время - личностное время в форме специфической для данного индивида темпоральности его ментального мира, организации личностью времени своей жизни, построенной на психофизиологических, психических и социально-психических ритмах функционирования частей его субъективного мира.
Субъективный аспект социального времени интенсивно изучается психологами в целом ряде направлений в рамках общей темы «психологическое время личности» (восприятие времени; переживание времени; изучение временной перспективы (1) и др.), хотя, как отмечают эксперты, эти направления «мало связаны друг с другом» (1).
Изучение психологического времени личности включает в себя понимание времени жизни личности как единство прошлого, настоящего и будущего, рассмотрения ритмов, интенсивности протекания таких процессов, как проявление самосознания, способностей, потребностей и в целом осуществления индивидуальной жизни и деятельности. 78
Субъективное восприятие, ощущение социального времени лежит в основе создания всевозможных культурно-исторических концепций (подробнее об этом в следующем параграфе), в которых время является одним из инструментов понимания сущности социальных явлений. Данное ощущение социального времени может удаляться или приближаться к объективной ритмике протекания социальных явлений и лежит в основе (наряду с другими факторами) адекватности, истщности выдвигаемых социальных теорий:
|
|
Описание мира человеческой субъективности и описание внешних по отношению к индивиду социальных явлений может происходить по разным.временным.меркам: естественным и искусственным. К естественным меркам относится, например общепринятая традиция измерения больших интервалов времени {года) периодом обращения Земли вокруг Солнца. Более мелкой единицей времени является цикл
смены лунных фаз__ месяц. Сутки связаны с циклом смены светлого и
темного времени. Время измеряется также секундами, минутами, часами, неделями, десятилетиями, столетиями, тысячелетиями.
К.искусственным меркам можно отнести в частности существовавшую в средневековье традицию измерения времени божественными деяниями, включая жизнь и смерть И. Христа.
Своеобразным синтезом искусственных и естественных эталонов измерения социального времени являются попытки создания объяснительных моделей, которым приписывается статус природных, естественных. В частности модель маятника как символ периодического повторения и смены определенных природных и социальных состояний или естественная смена физиологических состояний организма (рождение, расцвет, увядание, смерть).
Так Н. Макиавелли принял за основу политического времени, по его мнению, естественный ритм укрепления и ослабления государства. В. Парето измерял социально-политическое время периодической сменой управленческой практики «львов» и «лисиц». При этом царствование «львов» ассоциировалось у него с социальным динамизмом, а «лисиц» со стабилизацией и экономическим упадком. Историк Г. Адаме выявил 12-летний период чередования тенденций централизации и распыления энергии нации.
О. Шпенглер утверждал, что постоянную временную периодичность социальным явлениям придает длительность.жизни..од: нрго.поколения.
Следует отметить, что разделение социального времени на объективное и субъективное не..абсолютно. Поскольку, как мы
79
уже отмечали выше, влияние субъективного фактора на развитие социальных процессов огромно: человек понимает и отражает временные интервалы существования тех или иных социальных явлений (в том числе и собственного внутреннего мира) исходя из своего личного опыта, ощущения социального времени.
Однако при этом, стремясь к достоверности и объективности такого понимания, человек опирается на.необходимость,.естественность и самодостаточность данных социальных явлений. Чтобы жить, необходимо добывать пищу, строить жилье, шить одежду и др., и где бы человек не жил, как бы он не рассматривал данные явления, они как бы заданы самостью самого существования человека и общества.
В то же время скорость, качество, объем, ассортимент, нормативы (в том числе и временные) выполнения тех или иных видов социальной деятельности разнятся в зависимости от места, времени, традиций, уровня культуры человека и общества. Поэтому имеет место множественность социальных времен, когда мы говорим о предметной специфике социальных явлений: развитие нравственных, политических, научных процессов применительно к отдельной личности, организации, стране, культуре, эпохе и т.д. Например, в восточной (традиционной) культуре принято временную ритмику социальных явлений подстраивать под ритмику совершенных природных процессов (в частности ритмы инь и ян в китайской культуре). Поэтому ценность быстрых социальных изменений невысока, имеет место опора на традиции, привычки, устоявшиеся образцы.
В случае же западной (техногенной) культуры ценность новаций высока, отсюда высока и ценность временных показателей степени обновления любых социальных явлений (экономических, политических, научных и т.д.).
Конкретными показателями объективации социальных процессов являются даты, имена, количественные показатели, характеризующие скорость и качество их протекания (например, такой показатель, как производительность труда).
|
|
При этом предполагается, что есть какие-то критерии, идеалы (о них мы говорили в теме 4), по отношению к которым происходит оценка социальных явлений.
В социологии, социальной психологии введен термин «общественно необходимое время» для нормативной характеристики на-
80
пример времени, которое должно быть потрачено на труд, создание политических партий и др.
Поэтому общественно необходимое время - это не просто время, потраченное на труд, за вычетом которого остается свободное -личностное - время: оно определяет иерархию ценностей и.детерми-нант личной.жизни, ее основные стороны.
Наконец объективное социальное время характеризует «возможности и резервы, заключенные в культуре, науке, технике, в научении и социальном опыте» (1).
Разговор о различных вариантах понимания объективного социального времени будет продолжен нами в следующем параграфе, здесь же остановимся подробнее на сущности субъективного социального времени.
Субъективное (личностное) время слагается из ряда составляющих (автором далее используется структура личности, предложенная психологом К.К. Платоновым (51.С. 196):
во-первых, ШШО^ШШЯТ^^Ш^Ш.Ш^ШШ ~ естественно текущие нейрофизиологические ритмы, также процессы отражения на
уровне рефлексов;
во-вторых, психического, времени - времени протекания психических процессов, включающего в себя отражение внешнего мира с помощью чувств, памяти (включая умение памяти воспроизводить прошлое в настоящем, способность психического переживания растягиваться во времени и др.), посредством образования пространственных связей;
в-третьих, српи^^нргЯШШШО^^.^РШ.врШ&Ш ~ темпы и качество социализации: отражение внешнего мира через призму мировоззрения личности, построение модели мира, выстраивание ценностной иерархии элементов мира с учетом их темпоральных характеристик, т.е. ощущения социального объективного времени.
|
|
В результате возникает ансамбль времен, который требует интеграции и согласования в ситуации построения и осуществления деятельности (кстати, интегральной теории данного процесса, по мнению экспертов (1) пока не существует).
В то же время известно, что осуществляет данную интеграцию времен сознание, оно согласует время «своих психических процессов (мышления, памяти), состояний (сна, бодрствования, усталости, работоспособности и т.д.), своей темпераментальной природы, возраста (специфика времени юности или старости), с уровнем личностных целей и притязаний, уровнем идеальных моделей и программ» (1).
81
В результате в осуществляемой личностью деятельности, которая имеет свой временной ритм и организацию, происходит увязывание внешних социальных требований-ритмов с присущими только данной личности особенностями телесной, психологической организации, ее установками, целями и интересами: Например нормативами трудовой деятельности и индивидуальными возможностями и желаниями их выполнять.
При этом возможно возникновение противоречия между объективным, социально требуемым, нормативным временем и субъективным временем. Например, многочисленные исследования промышленных социологов и социальных психологов, проводимые с целью повышения производительности труда на конвейерных производствах, показывают, что есть люди, которые в силу специфики их психофизиологической организации не могут продуктивно работать на конвейере (даже при наличии желания).
При этом следует отметить, что личность с помощью, прежде всего своего сознания, осуществляет построение последовательности и длительности не только оперативных (кратковременных) действий, но и довольно длительных временных отрезков своей жизни и даже всей жизни в целом (жизненного пути).
Выстраивание ряда последовательных действий с соответствующей их длительностью осуществляется личностью при прямом или косвенном осознании необратимости социального времени, разной ценностной значимости того или иного действия, при наличии общей цели действия, жизни (см. материал о смысле жизни на С. 64-66), связанной с потребностью самовыражения и самореализации.
В связи с этим эксперты вводят даже термин «структурирование жизненного пути» (1) как способности человека размещать во времени последовательность и длительность своих жизненных этапов (ускорять, замедлять, насыщать), отдельные акты своей деятельности.
При отсутствии общей теории согласования комбинации времен на уровне отдельного индивида существуют продуктивные общие предпосылочные суждения на этот счет, а также устоявшиеся концепции, описывающие во временном режиме становление и функционирование тех или иных отдельных элементов структуры личности.
Например, социологами и социальными психологами достаточно хорошо изучена процедура социализации (усвоение индивидом социального опыта), в результате чего происходит становление и развитие личности. Однако по поводу стадий социализации есть несколько точек зрения.
82
Существует традиция в психологии рассматривать социализацию на стадии раннего детства, отрочества, юности. Однако ряд специалистов (в частности Г. М. Андреева. Социальная психология. М, 1996., С. 343-347) понимают процесс социализации более широко, считая, что социализация охватывает весь период жизни человека и выделяют дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадии.
В социальной философии, социологии, психологии существуют также теории, квантующие жизненный путь индивида по тем или иным основаниям. Так в древнеиндийской философской школе веданта жизненный путь человека, вставшего на путь совершенствования, включает в себя четыре временные последовательные стадии: ученик, домохозяин, отшельник и нищенствующий аскет, отрешившийся от благ мира.
А также четыре цели поведения: удовольствие, польза, должное, освобождение.
Разным стадиям жизни соответствуют разные цели поведения: на, первых трех стадиях жизни допустимо сочетание первых трех принципов, поскольку здесь человек живет в мире и приемлет его таким, каков он есть. Однако уже на этих стадиях достижение удовольствия и полезности не должно противоречить нравственности: например, поло-I вая любовь нравственна лишь в том случае, если имеет целью рождение детей. Но высшим моральным идеалом почитается аскет, нищенствующий странник, свободный от желаний. Его поведение доброжелательно, правдиво, наполнено уважением и воздержанием.
Хорошо известна также трехстадиальная теория становления мышления (интеллекта) Ж Пиаже:
- формирование сенсомоторных структур (0-2 года);
- стадия конкретных операций (3-11 лет);
- стадия формальных операций (12-15 лет). Хотя первая стадия является ДОречевой, тем не менее, здесь
происходит становление познавательных структур за счет координации восприятия и движения. В этот период «происходит не только практическое освоение мира, окружающего ребенка, но совершается подлинная революция в умственном развитии: ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него» (45. С. 65).
На втором этапе формируется сенсомотрглный..интеллект, позволяющий устанавливать практические отношения между ребенком и вещами, ребенком и другими людьми.
Наконец на третьей стадии ребенок освобождается от конкретных привязанностей. Он начинает создавать теории (пусть
83
иногда неадекватные), строить программу жизни и формируется при этом как личность. И этому способствует, прежде всего, ги-потетико-дедуктивное мышление, появляющееся, согласно Пиаже, в возрасте (12-15 лет) и позволяющее строить представления о мире с помощью абстрактных моделей.
Последующее развитие личности, по мнению Пиаже, связано с усовершенствованием интеллекта, сформировавшегося к пятнадцати годам и являющегося стержнем личности.
Интересна также восьмистадиальная теория жизненного, психо-социального развития Э. Эриксона (1902). На каждой стадии человек, решая определенные задачи, углубляет знания о себе и мире. Каждая стадия актуализирует свои задачи и на их решение отводится определенный возрастной отрезок. Нерешение или неуспешное решение задач своего возрастного отрезка вызывает чувство неуверенности и неудовлетворения и пагубно сказывается на успешности решения задач последующих жизненных циклов.
На первой, стадии (первый год жизни) при нормальном развитии ребенка (когда его потребности быстро удовлетворяются: его ласкают, с ним играют и разговаривают) вырабатывается доверие к миру, при неполучении должного ухода вырабатываются -недоверие, боязливость и подозрительность.
На второй стадии (2-3 года) при освоении различных движений вырабатывается самостоятельность, в случае, когда воспитатели спешат и делают за ребенка то, на что он способен, вырабатывается стыдливость и нерешительность.
Трр.тья.стадия (4-5 лет): дошкольник придумывает себе занятия, проявляет изобретательность, фантазирует. В результате формируется предприимчивость. В случае, когда, как отмечает Эриксон, родители все время показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, формируется чувство вины.
Четвертая стадия (6-11 лет): годы начальной школы. Формируется способность к регламентируемым занятиям, возникает интерес к тому, как устроены вещи. В результате формируются трудолюбие, умение и навыки.
В случае, когда, как отмечает Эриксон, детей не поощряют мастерить, варить, готовить, рукодельничать вырабатывается чувство неполноценности.
Пятая, стадия (12-18 лет). Здесь решается трудная и важная задача идентификации своего «Я» в условиях выполнения множества ролей: школьника, сына, спортсмена, любящего и любимого и т.д. В
84
случае нерешения этой задачи имеет место путаница ролей, что часто приводит к асоциальному поведению.
Шестая стадия (здесь и далее Эриксон не указывает точного возраста, ограничиваясь констатацией - ранняя взрослость): годы семейной жизни. Возникает потребность не только в физической близости, но и заботе о другом человеке, дружбе. Если, как отмечает Эриксон, человек не достигает близости ни в браке, ни в дружбе возникает чувство одиночества.
Седьмая.стадия (взрослость). На этой стадии человек прочно связал себя с определенным родом занятий, дети стали подростками. Возникает потребность интересоваться судьбами людей, задумываться над смыслом жизни, в наставлении молодежи. Все это в терминологии Эриксона характерно для такого качества, как ге-неративность в противовес самопоглощенности, застою, чувству обедненности личной жизни.
Восьмая, стадия (пенсионный возраст). Время, по терминологии Эриксона, размышлений и забав с внуками. Тем, кому прожитая жизнь представляется удачной, ощущают чувство цельности, тот, кто рассматривает жизнь как череду упущенных возможностей и досадных промахов, склонен испытывать чувство отчаяния.
Итак, как мы видим, существует множество концепций моделирования внутреннего, субъективного социального времени, начиная от отдельных психических процессов (например мышления) и заканчивая стадиями жизненного пути, как комплекса физиологического, психического и социального в человеке.
2. Культурно-историческое время
Своеобразным симбиозом объективного и субъективного социальных времен является культурно-историческое время. Пытаясь понять сущность тех или иных социальных закономерностей по частям и в совокупности, ритмы развития общества и культуры, мыслители строили и строят свои культурно исторические модели объяснения социальных явлений, по-разному оперируя временными показателями, усматривая в тех или иных социальных закономерностях разную временную ритмику и временную устремленность.
При этом та или иная предлагаемая временная ритмика в значительной степени зависит от того, какая социальная переменная закладывается в основание сущности той или иной исторической закономерности.
Например, в хорошо известной теории общественно-экономических формаций К. Маркса, базовой содержательной составляющей являются экономические отношения, включающие в себя вековые и тысячелетние показатели: время существования первобытной формации - несколько тысячелетий; рабовладельческой и феодальной - тысяча лет: капиталистической - несколько сот лет.
В трехстадиальной модели культурного развития О.Конта первая стадия развития человеческой цивилизации - теологическая, характеризующаяся тем, что здесь господствует религия и принуждение (насилие) занимает также несколько тысячелетий (первобытная, рабовладельческая и феодальная эпохи), вторая - метафизическая (промышленная), где в широком масштабе возникают идеи, теории, социальные организации, существует уже несколько сот лет, и, наконец грядущая последняя историческая стадия позитивистская, где царствует наука, коллективистские начала, совершенство будет существовать тысячелетия.
В четырех стадиальной (восточный, греческий, римский, германский миры) культурно-исторической концепции Г. Гегеля временные параметры существования каждой стадии и в целом всей истории человечества задаются таким критерием, как степень развитости коллективного сознания (народного духа), осознание им (народным духом) свободы. Это ощущение, по мнению Гегеля, присутствует во всех элементах общества и особенно в искусстве.
Так, в восточном мире человек еще не осознает того, что свобода составляет его сущность, он раб. В искусстве чувственный материал довлеет над идеей, имеет место символизм, преобладает архитектура.
В греческом мире, в его искусстве, доминирует скульптура. Здесь идея уже имеет «свободную духовность», находящую выражение в форме человеческого тела, скульптуре. Гегель определяет историю Греции как историю развития прекрасной индивидуальности. После Греции дух переходит в Рим (римский этап). Здесь впервые возникает внутреннее противоречие, способствующее самосознанию духа, нашедшее выражение в создании права.
Феодальный строй обозначается им как «германский мир»: концентрация земель в руках немногих, рост городов, реакция против насилия и рабства, реформация в христианстве, Французская революция. То есть по существу «германский мир» Гегеля -это страны западной Европы, где отсталость Германии он пытается представить как уникальное историческое преимущество..
Процесс развития человечества получает здесь свое завершение. Человечество уже не нуждается в изменении политических 86
форм правления. Именно здесь дух заканчивает тяжкий путь самопознания, и история неизбежно приходит к своему концу. Это и есть конечная цель и смысл истории. Здесь разум полностью себя осуществляет, поэтому дальнейшее развитие истории не имеет смысла.
В теории «стадии роста» У. Ростоу временная темпоральность развивается по принципу от большего к меньшему и опять к большему: история у него прошла в своем развитии следующие.этапы:
1) традиционное общество (период от древних цивилизаций до феодализма) - несколько тысяч лет;
2) стадия переходного общества - от феодализма до ранних стадий капитализма - несколько сот лет;
3) стадия «сдвига» («взлета») ~ период развития капитализма - десятки лет;
4) стадия «зрелости» - дальнейшее развитие капитализма -десятки лет;
5) стадия «высокого уровня массового потребления», идеальный образец - Англия и США - бесконечность.
Главным критерием «делания» истории у Ростоу является урр: .вень.р.азвития промышленности, науки и техники.
Согласно культурно-исторической концепции К. Ясперса, исторический процесс ограничен началом и концом, который, однако, не следует понимать как некую абсолютную историческую реальность. Внутри этих рамок история делится на четыре больших периода -ДОистория, ДРР.внис.культурьь период...«осевого времени» и технический век, расцвет которого относится к нашему времени.
Важнейшим переворотом, в истории был период так называемого «осевого времени» (VIII - II вв. до н.э.). Именно в это время появился человек такого типа, какой существует и сегодня, - человек,.оерзнакь щий.мир и.себя.в.этрм мире. В эту эпоху одновременно и независимо друг от друга во всех трех центрах древней мировой цивилизации - Китае, Индии, Греции - совершился духовный процесс, который и по сей день определяет развитие всего человечества.
В период «осевого времени» одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Они создали для всех.времен общечеловеческий завет личной ответственности, общую основу культур Востока и Запада. Суть этой общей основы в том, что здесь впервые были разработаны такие методы.осмысления действительности и основные категории для отображения этой действительности, которыми люди мыслят и по сей день.
87
Там, где человек не перешагнул самого себя (в смысле не сумел развить в себе существующее современное.мышление) и, следовательно, соответствующие культуры не.прошли..осевое..время» эти культуры погибли - Египет, Вавилон, Шумеры и др.
В целом, несмотря на то что философия истории К. Ясперса проникнута идеей.единства человечества, он выделяет такие факторы исторического развития, как наука, религия, психологические факторы.
Особый тип осознания культурно-исторического времени представлен в так называемых волновых и циклических концепциях истории. Данные концепции построены на идее периодического.повторения жизненных событий с различной амплитудой и периодичностью, подобно природным циклам. Они утверждают иную форму исторического процесса: не непрерывность, а дискретность движения истории и культуры; не необратимость, а обратимость культурно-исторических процессов; не цельность истории, а совокупность различных по своим основаниям исторических культур и цивилизаций.
В частности одним из вариантов циклического движения истории и культуры является ШЯЖРМШ.М9..ШУ^.'..ТШ.Р..Ю[Ш^ШШт. исторической..концепции. Дж. Вико (1668-1744) история, пройдя один цикл, состоящий из трех стадий: детство (естественное состояние - эпоха богов), юность (век героев), зрелость (монархическая стадия - век людей), заканчивается, а затем начинается новый цикл, тот же по форме, но другой по историческому содержанию. Подобая логика понимания исторического процесса присутствует и в культурно-исторических моделях А. Августина, Г. Гер-дера, П. Сорокина и др.
В общественной жизни широко распространены циклические пр.рдессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Так, есть исторические..циклы существования культур, где общество, как и любое материальное образование, имеет определенный ^.РШ..ЖШШ, по истечении которого оно прекращает свое существование. Кроме того, развитие общества в рамках CQ^мkЦ9.:^УШШЯH^ЬJШ7^.ШШ9.fi свидетельствует о его относительностабильном существовании.
Однако из этого не. следует, что все процессы в обществе носят обратимый, повторный характер, что общество, культура, пройдя свой цикл, исчезают.безвозвратно^ как это явствует из теории исторического развития Н.Я. Данилевского (1822-1885).
Согласно его представлениям период существования той или иной цивилизации, культуры недолог, основные принципы цивили-88
| зации одного культурно-исторического развития не передаются другим. ■Каждый тип цивилизации создает свою собственную культуру, которая Щуходит с исторической сцены вместе с исчезновением цивилизации.
Российский ученый Ю. Яковец выделяет четыре основных вида исторических циклов:
1) среднесрочные с примерно 10-летней амплитудой колебаний, \ совпадающие с хорошо исследованными экономическими циклами;
2) полувековые циклы (наподобие экономических циклов Кондратьева), связанные со сменой поколений людей;
3) вековые, отражающиеся в периодической (иногда в несколько столетий) смене мировых цивилизаций;
4) тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родст-
! венных цивилизаций. По его мнению, «каждый из исследованных циклов не действует изолированно, все они непрерывно взаимодействуют, образуя \ сложный ритм, пульсацию человеческой истории» (78).
Накладь.таясь друг на друга, они «резонируют, формируя обще-
[ исторический ритм, который учащается....каждая последующая циви-
| лизация в 1,5 раза короче предыдущей». «Но и внутри каждого цикла
движение неравномерно: течение времени ускоряется в периоды кризи-
\ сов и революций и замедляется в фазах зрелости и застоя» (там же).
Познание закономерностей циклический динамики, отмечает автор, позволяет достигать «историческое предвидение», «прогнозировать ход исторических циклов, смену их фаз, смягчать и сокращать I длительность кризисных, переходных фаз, способствовать становлению нового общества» (78).
Весьма плодотворной оказалась Кондратьевская теория длинных волн (45-55 лет) в экономике. Разработанная еще в 20-е г. XX в, построенная на анализе развития экономик ведущих капиталистических стран более чем за сто лет, она до сих пор не потеряла своей актуальности, имеет большое число последователей, а в некоторых странах, в том числе в США, стала «научной идеологией» (14.С. 288). Кроме того, данная теория имеет междисциплинарный характер и достаточно успешно описывает социальные явления не экономического характера (развитие искусства, психологии, науки).
Междисциплинарный, комплексный характер имеет и циклическая теория Л. Чижевского. Пытаясь выявить связь между солнечной активностью и интенсивностью общественных изменений, он приходит к выводу, что течение исторического процесса складывается из ряда циклов периодичностью 11 лет, совпадаю-
89
шиХ с циклами активности Солнца такой же соразмерности. В результате цифра 11 приобретает у Чижевского символ временного «метра» социально-психологических процессов.
3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп»
Не меньшую важность в социальной жизни, в познании сущности социальных процессов играет понятие «пространства», где под пространством будем понимать форму существования в нашем случае социальных объектов посредством их координации относительно друг друга через расстояние и ориентацию.
Точно так же, как и время, пространство с одной стороны является вместилищем социальных объектов и процессов и в то же время ощущение социального пространства, рефлексия над этим понятием является мощным инструментом социального познания, в целом мироощущения и миропредставления.
Понятие социального пространства нельзя путать с понятием географического пространства. Элементарным атомом социального пространства является точка нахождения в нем человека. Между одним местом пребывания человека и другим местом пребывания другого человека существует только географическое пространство. Как только эти-люди вступают в какие-либо отношения, коммуникацию, пространство между ними превращается в социальное пространство. А поскольку в современном мире форм и методов коммуникативных отношений огромное множество, социальное пространство, являясь многомерным, в своих размерах пульсирует от масштабов цивилизации в целом до пространства коммуникативного общения между двумя людьми. Сам же человек как коммуникативная единица погружен в различное множество локальных социальных пространств.
Поэтому социальное пространство - это «такое пространство, которое формируется социальными процессами и взаимодействиями и в котором эти процессы и взаимодействия реализуются» (53).
Отмечая определенные отличия социального и географического (а шире природного пространства), необходимо при этом констатировать их тесную взаимосвязь, порождающую большой круг проблем, традиционно обсуждаемых в вопросе взаимоотношения общество и природы (отдельная тема разговора).
Социальное пространство, конституируемое общественными отношениями, будучи формой существования бытия человека, 90
подвержено управлению со стороны человека, является создаваемым феноменом. Поэтому степень упорядоченности социального пространства является одновременно и показателем степени зрелости, развитости человека и общества.
Наряду с объективным измерением социального пространства существует и субъективная его трактовка. В частности философы, психологи, социологи оперируют понятием идеального пространства, для характеристики внутреннего, ментального мира человека, которое имеет свои законы генезиса, развития и функционирования.
Основой идеального (внутриличностного) пространства являются человеческий опыт, представления человека о мире. Индивидуальные ощущение социального пространства, формируемое с помощью социализации, является одной из важнейших основ мироощущения и миропредставления, а также важнейшим инструментом социального познания.
При этом, как отмечают эксперты, человек и человечество «постепенно избавляются от тех искажений в представлениях о пространстве, которые обусловливаются субъективным характером восприятия объективного мира. Взгляды на пространство все более объективизировались, и концептуальное....пространство все более "сближалось" с реальным» (53).
Иначе говоря, в направлении рефлексии над сущностью социального пространства просматривается тенденция на усиление адекватности его понимания, а значит, растет продуктивность использования данного понятия в изучении социального мира.
В существующей научной литературе предпринимаются попытки выдвижения типологии социального пространства. Так известный эксперт в области изучения категории времени вообще и социального времени в частности Г.Е. Зборовский предлагает структуру социального пространства, основанную на тех или иных видах деятельности.
В социальном пространстве он выделяет производственную зону, зону отдыха, зону поселения (53). Можно также выделить пространство города и деревни, престижных или не престижных районов внутри города и т.д. Если за основу классификации социального пространства брать характер деятельности, то можно говорить о социально-экономическом, социально-политическом пространстве, пространстве научных контактов и взаимоотношений и т.д.
В научной терминологии, а также в обиходной речи встречаются понятия «историческое пространство», «жизненное про-
91
странство», которые, на наш взгляд, детализируют некоторые грани социального пространства.
На современном этапе развития человечества, когда мир превращается в единую информационную «деревню», появляются такие экзотические виды социального пространства, как «киберпростран-ство Интернет», «виртуальное пространство» - сконструированный при помощи компьютеров мир объектов.
Что касается степени.изученности социального пространства в современной научной литературе, то, как считают эксперты, «вопрос о выделении социального пространства гораздо сложнее, чем вопрос о выделении социального времени.....если социальное время уже получило определенную философскую интерпретацию, то проблема выделения социального пространства еще не нашла своего решения» (53).
Тем не менее, в ряде общественных наук предпринимаются продуктивные попытки описания социального пространства с помощью таких в первую очередь социологических категорий, как: «статус» - показатель положения индивида, группы в обществе, в системе социальных связей и отношений; «социальная дистанция» - дистанция между классами, социальными группами, личностями в социальной структуре общества, в системе общественных отношений; «социальная мобильность» - перемещение людей из одной группы слоя общества в другую; наконец «социальная структура» - как интегральный показатель основных составляющих (атомов) конфигурации социального пространства общества.
Социальное пространство формируется и функционирует в не: Посредственной связи с социальным временем, как и в случае физического мира касательно общества эти два понятия неразделимы друг от друга. Применительно к социальному миру разработан специальный термин, характеризующий связку «пространство-время», под названием «хронотоп» («дословно "время-пространство" - единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла» (27).
Хотя термин «хронотоп» ввел в употребление русский физиолог А. А. Ухтомский (1875-1942), а приоритет в использовании этого термина в социально-гуманитарных науках прочно утвердился за М.М. Бахтиным, тем не менее использование идеи целостности и взаимосвязи пространства и времени во взглядах на мир и социальный мир в частности имеет более глубокие исторические корни, которые можно усматривать уже в мифологическом мировоззрении. 92
Так при членении мирового дерева (являющегося сквозным, главным символом мифов) используется число три как совпадение пространственного и временного начала: как временная характеристика оно символизирует динамический процесс возникновения, развития и завершения, как пространственный параметр -статическое деление мира на верх (небесное царство), среднюю (земля) и нижнюю (подземное царство) сферы.
По мере дальнейшего развития культуры пространственно-временное, целостное мировоззрение продолжало развиваться: так на древнем Востоке и в античности одушевленное пространство функционировало по циклической (замкнутой) временной орбите. В средние века вертикальное, иерархизированное понимание пространства соседствовало с идеей линейного, необратимого максимально обобщенного времени (шесть стадий развития человечества по Августину Аврелию).
Исходя из этого создавалась, в частности, архитектурная модель средневекового города, которая включала в себя правильной формы крепость, в центре которой находился высокий храм или светское сооружение с часовой башней, олицетворявшей власть и центр социальных связей и сил. При этом правильной формы центр мог иметь вид круга, квадрата, лучевого многогранника.
В эпоху Возрождения бесконечное пространство приобретает глубинную метрику, вместо максимально обобщенного понятия времени возникает представление о конкретном, текущем момен-е. А в Новое время появляется необходимость точного, количественного измерения времени.
Что касается специального применения понятия «хронотоп», то здесь вклад М.М. Бахтина велик и неоспорим. Он детально (можно сказать виртуозно) обыграл многие возможные нюансы применения хронотопа в создании и функционировании художественного произведения.
По мнению Бахтина, передать смысл художественного произведения, наладить диалог между творцом (писателем) и читателем (потребителем) можно только при пространственно-временной объективации сюжетов произведения (отсюда смысловая многослой-ность в содержании произведения), при наличии соответствующего пространственно-временного мироощущения у писателя и читателя.
В современной культуре с ее многообразием и сложностью социальных отношений, обилием всевозможных направлений в искусстве налицо множество возможностей применения понятия «хронотоп» для анализа данных процессов и явлений.