Самолёт, с точки зрения авиационной эргономики, представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых эргатических бортовых систем, в работе которых участвует человек-оператор (пилот, член экипажа) или весь экипаж. Конструктивные недостатки функциональных систем самолёта, с точки зрения взаимодействия с оператором (в интерфейсе связи «оператор – система»), могут существенно снижать эффективность и надежность работы системы, а следовательно, и отрицательно влиять на БП.
Эргономические возможности человека-оператора нельзя считать строго определенными: они изменчивы и зависят от многих причин, в том числе не только от его индивидуальных свойств, персональной подготовленности, навыков, состояния здоровья, возраста, морально-психологических качеств, но и от воздействия среды, характера и условий деятельности оператора, характеристик техники и других условий.
Операторская деятельность пилота осуществляется на ярко выраженном эмоциональном фоне, что обусловлено отрывом и удалением от земли, большой скоростью полёта, высочайшей ответственностью за исход полёта и ожиданием возникновения особых ситуаций в полёте. Под воздействием ускорения нарушается зрительное восприятие, замедляются мыслительные процессы, возрастает количество ошибочных решений.
|
|
Не менее высоки напряжение и степень ответственности авиационного диспетчера, особенно в условиях управления в зоне с интенсивным воздушным движением.
Поэтому к авиационным операторам предъявляются особые, достаточно жесткие требования. У них должны быть развиты такие качества, как решительность, эмоциональная устойчивость, способность быстро оценивать ситуацию и принимать решения, быстро переключать внимание, сохранять высокую готовность к действию и многие другие.
Формирование авиационных операторов с такими свойствами осуществляется в результате специального профессионального отбора и профессиональной подготовки.
Распределение функций между экипажем и автоматическими устройствами ВС основано на учете функциональных свойств этих компонент системы.
Автоматическим устройствам определены такие функции, как:
· решение стандартных задач, требующих запоминания и вычисления большого количества информации, и принятие стандартных решений;
· выполнение операций по определенным алгоритмам, особенно операций управления, требующих большой скорости и очень малого времени запаздывания.
Человек в области отбора и восприятия информации имеет преимущества перед автоматическими устройствами, имея относительно гибкие и широкие сенсорные входы. Благодаря этому члены экипажа могут производить анализ функционального состояния ВС не только по сигналам, адресованным непосредственно им, но также и по целому ряду косвенных признаков. При этом по мере накопления опыта эффективность информационной деятельности члена экипажа увеличивается.
|
|
При переработке информации человек относительно легко может распознавать разнородные ситуации, формировать случайные представления отдельных явлений, определять вероятность особых ситуаций и предвидеть их развитие, что также носит индивидуальный характер. В области исполнительных функций деятельность человека разнородна и гибка: он может легко и быстро перестраиваться в зависимости от условий, может использовать различные способы выполнения работ и, что очень важно, оценивать их эффективность. Однако по скорости и точности отработки управляющих функций человек уступает автоматическим устройствам. Человеческие возможности в этом отношении принципиально ограничены.
Занятие 4 Экипаж ВС и БП.
Вопрос 1. Общие требования к экипажу.
БП возможна только в результате коллективной и эффективной деятельности персонала структурных звеньев АТС. Но наиболее важным звеном в достижении высокого уровня БП является ЭВС, т.к. его деятельность происходит в условиях дефицита времени, значительных физических и психологических нагрузок.
Экипаж ВС состоит из командира, других лиц лётного состава и обслуживающего персонала, состав и формирование которого определяется ФАВТ в зависимости от типа, класса и назначения полёта.
Минимальный состав экипажа указывается в РЛЭ, и состоит из:
l Лётного состава - лица имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации ВС и его оборудования (пилоты, штурманы, борт инженеры и механики и т.д)
l Обслуживающий персонал - бортпроводники и бортоператоры
Полёты при неполном составе экипажа запрещаются.
Лица, входящие в состав экипажа, должны иметь специальную подготовку, знать и выполнять требования ВК РФ, правил ИВП, РЛЭ ВС и других нормативных актов ФАВТ.
Члены экипажа должны соответствовать требованиям ФАП 50. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется ВЛЭК.
Командир ВС руководит всей деятельностью экипажа, а в случае вынужденной посадки деятельностью всех лиц. Его распоряжения должны беспрекословно выполнятся лицами, находящимися на борту ВС.