Применительно к системе «Э – ВС», в соответствии с общей схемой подхода к установлению факторов, в качестве этих причин рассматриваются такие, которые определяют возможности членов экипажа успешно управлять ВС, а именно: профессиональный уровень, психофизиологическое состояние, дисциплинированность, личностные качества членов экипажа.
Профессиональный уровень членов экипажа определяют:
– общая подготовка, совершенство профессиональных навыков;
– знание документации, регламентирующей лётную деятельность и эксплуатацию самолёта в нормальных условиях и особых случаях полёта;
– строгое соблюдение технологии выполнения полёта в нормальных условиях и в особых случаях;
– чёткость и слаженность взаимодействия между членами экипажа в полёте.
Большое влияние на возможность совершения ошибок пилотом оказывает его психофизиологическое состояние. Недостаточная эмоциональная устойчивость к воздействию стрессовых факторов при осложнениях в полёте вызывает растерянность, сужение объёма внимания, поспешность или медлительность в действиях. Причиной ошибок также является развитие утомляемости в результате длительной непрерывной или интенсивной месячной нагрузки, недостаточного предполётного отдыха, а также совмещения лётной нагрузки с другой деятельностью.
|
|
Психофизиологическое состояние – определяется такими показателями как физические (связанные со здоровьем летного состава).
Психофизиологические факторы включают в себя темперамент, волевые качества, скорость реакции на внешние раздражители, уровень внимания восприятия памяти мышления.
Уровень дисциплины - предполагает высокий уровень дисциплины и исполнительности.
Волевые качества - определяют человека как личность.
Скорость реакции на внешние раздражители - определяют функциональную эффективность пилота, чем выше эти качества тем эффективней работа ЭВС, тем больше перспектива совершенствования профессионального мастерства.
Элементы групповой и социальной психологии – обеспечивают функциональную надежность ЭВС, включая степень слаженности ЭВС, коллективный летный навык и многое другое. Элементы социальной психологии включают в себя психологическое настроение и осознания своего положения в коллективе и обществе.
Вопрос 3. Показатели надежности ЭВС
Надежность работы ЭВС определяется надежностью пилота (оператора).
К количественным показателям надежности относятся: вероятность отказа, вероятность безотказной работы, частоту отказов, интенсивность отказов. Влияние психологических факторов на надежность работы членов ЭВС определяет следующие показатели.
|
|
Безошибочность - это свойство оператора сохранять работоспособность в течении некоторого промежутка времени до момента совершения ошибки.
Восстанавливаемость - свойство оператора, заключающее в способности к восстановлению работоспособности и сохранению выносливости.
Готовность оператора - определяется состоянием, при котором оператор психологически готов к осуществлению задания, хотя в данный момент это не требуется.
Стресс - высшая степень напряженности, условия стресса дезорганизуют работу человека-оператора. Стрессоустойчивость зависит от подготовленности пилота т.е. имеет прямую связь с личностными факторами.
Вопрос 4. Влияние социально-психологического климата в ЭВС.
Психофизиологическая совместимость членов ЭВС обеспечивается благоприятным сочетанием личностных особенностей.
Вопросу психологической совместимости ЗВС уделяется большое внимание на стадиях комплектования и формирования ЭВС.
Взаимоконтроль - одна из форм резервирования стала необходима возросшими характеристиками ВС. Взаимоконтроль ВС и 2 го пилота более специфичен и предусматривает немедленный переход управления от одного пилота к другому.
Оптимальный численный состав ЭВС определяется с учетом допустимой загруженности пилота обеспечивающий высокую надежность и функциональную эффективность каждого члена ЭВС.
Каждый член ЭВС выполняет свою четко определенную задачу а так же участвует в процессе взаимоконтроля. Функциональные обязанности каждого члена ЭВС определены типовой технологией работы ЭВС для каждого пилота ВС.
Вопрос 5. Эргономические требования к органам управления.
Рациональное размещение индикаторов и органов управления на рабочем месте пилота - является важным фактором повышения его функциональной эффективности и надежности. От этого зависит быстрота определения состояния ВС.
Расположение органов управления относительно пилота должно отвечать его антропологическим данным.
Наиболее важные приборы располагаются в поле центрального зрения пилота, а приборы эпизодического контроля в поле периферийного зрения.
Эргономические требования предъявляются и к размерам внутрикабинного пространства особенно для 2х пилотов.
Органы управления должны быть хорошо опознаваемые и хорошо распознаваемые.
Эргономические требования к средствам сигнализации и индикации следующие: приборы и сигнализаторы, установленные на приборных досках должны быть хорошо видимыми и различимы в ночных и дневных полетах (условиях); показания приборов воспринимаются ЭВС без искажений.
Важную роль в обеспечении высокой эффективности ЭВС играют условия среды в которой он работает. Надежность ЭВС снижается в условиях холода и в условиях жары, при сильном шуме и вибрации.
Для предотвращения неблагоприятных влияний на ЭВС внешних факторов необходимо обеспечить оптимальные значения параметров микроклимата в кабине пилота, такие элементы как температура, давление, влажность, уровень шума и многое другое.
Занятие 5 Обслуживание воздушного движения и БП.