Оформление результатов учебной деятельности учащихся

Тема 4                                                                                                                 Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся                     Критерии оценки учебной деятельности

Основная дидактическая функция оценивания заключается в обеспечении обратной связи между педагогом и учащимися, в получении информации о степени усвоения учебного материала – уровне и качестве обученности.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по предметам в ДШИ разрабатываются в целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогов при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестаций.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по 10-балльной системе, основными функциями которой являются:

•   образовательная, ориентирующая педагога на использование различных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высокого уровня усвоения учебного материала;

•   стимулирующая, заключающаяся в динамике достижений учащихся в усвоении знаний, умений и навыков, характере познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

•   диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативнофункциональное регулирование и коррекцию учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности;

•   контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся;

•   социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к проверке и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей, в соответствии с социальным заказом общества и государства.

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется «0» баллов.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля выделяются пять уровней усвоения учебного материала:

•   первый уровень (низкий, 1--2 балла) – действия на узнавание и различение жанров изучаемого вида искусства, однако ученик затрудняется охарактеризовать их особенности и не может в полном объеме воспроизвести их на практике;

•   второй уровень (удовлетворительный, 3-4 балла) действия на различение жанров изучаемого вида искусства, ученик может дать характеристику средствам выразительности, но практически воспроизвести – только с помощью педагога;

•   третий уровень (средний, 5-6 баллов) – действия на различение и понимание жанров изучаемого вида искусства, ученик легко характеризует средства выразительности, выделяет жанровые и стилистические особенности произведений искусства, воспроизводит на практике с помощью педагога;

•   четвертый уровень (достаточный, 7-8 баллов) – понимание жанров изучаемого вида искусства, ученик легко анализирует произведения, с учетом характера предложенного педагогом практического задания определяет последовательность его выполнения, без труда ориентируется в выборе художественных и технических приемов выполнения практического задания, но выполняет его по образцу, предложенному педагогом;

•   пятый уровень (высокий, 9-10 баллов) – осознанное понимание жанров изучаемого вида искусства, ученик самостоятельно ведет поиск, анализирует и обобщает сведения о произведениях, используя полученную информацию в работе над созданием художественного образа. Легко ориентируется в выборе приемов технического выполнения практического задания. Испытывает потребность в художественном творчестве и воплощает его на практике.

Виды аттестации учащихся:

•   текущая;

•   промежуточная;

•   итоговая (выпускные экзамены).

Для проведения текущей аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля:

•   поурочный;

•   тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы, выполнения практического задания.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся (работа на уроке, выполнение домашнего задания), при этом учитываются также познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий, стремление к достижению поставленной цели, опыт предыдущих достижений.

Поурочный контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий. На основании результатов поурочного контроля выставляются четвертные отметки.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала, определенной учебной деятельности по изучаемым видам искусства. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся ни по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей усвоению определенного учебного материала или вида учебной деятельности.

Формы, сроки проведения тематического контроля определяются на заседании отделения.

В рамках промежуточной аттестации проводится контроль выполнения программных требований.

Оценка выполнения программных требований может быть:

•   дифференцированной (10-ти балльная система оценок);

•   недифференцированной (словесная).

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

•   систематичность;

•   учёт индивидуальных особенностей обучаемого;

•   коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).

Наиболее распространёнными формами контроля выполнения программных требований в рамках промежуточной аттестации учащихся являются:

•   академические концерты, переводные экзамены, выставки, постановки;

•   технические зачёты, зачёты по творческим видам деятельности;

•   контрольные уроки, прослушивания.

Академические концерты, постановки предполагают публичное исполнение (показ) учебной программы или части ее в присутствии комиссии, могут носить открытый характер (с присутствием родителей, учащихся и др.). Как правило, оценка данной формы дифференцированная.

Технические зачёты, могут быть дифференцированные и недифференцированные (словесное обсуждение) с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.

Контрольные уроки, прослушивания направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся по определённым видам работы, не требующих публичного исполнения (показа) и концертной готовности. Они проводятся в классе в присутствии комиссии, включают элементы беседы с учащимися и обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера с применением формы оценивания по выбору.

Переводные экзамены проводятся в соответствии с учебными планами и программами для определения объёма и прочности знаний учащихся, подготовленности их для успешного обучения в следующем классе. Исполнение определяет успешность учебной программы усвоения текущего года обучения. Переводные экзамены проводятся в конце учебного года по утвержденному директором расписанию, с применением дифференцированной системы оценки результатов учебной деятельности. Предполагается обязательное методическое обсуждение.

Учащиеся, освоившие в полном объёме учебную программу, переводятся в следующий класс.

Четвертные и полугодовые отметки выставляются по результатам всех видов контроля как среднее арифметическое при условии, что учащийся посетил не менее 50 % учебных занятий. Вопрос об аттестации учащихся, пропустивших более 50 % занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое по четвертям или полугодиям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся.

Учащиеся, не освоившие программу учебного года и имеющие задолженность по одному и более предметам, остаются на повторное обучение в том же классе, либо, по решению педагогического совета ДШИ, отчисляются из школы. Основания и порядок отчисления учащихся из школы определяются Уставом школы.

Итоговая аттестация. Выпускные экзамены проводятся с целью определения полноты и прочности знаний, полученных оканчивающими ДШИ учащимися за все годы обучения, а также подготовленность наиболее способных из них к поступлению в УВО и УССО культуры и искусства, образования.

Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами и учебными программами в выпускных классах.

В течение учебного года учащиеся выпускных классов демонстрируют выпускную программу на прослушиваниях.

Отметки выставляются экзаменационной комиссией коллегиально на основании показанных результатов.

Преподаватель экзаменуемого ученика принимает участие в обсуждении и выставлении отметки наравне с членами комиссии. Все остальные преподаватели, присутствующие на экзамене и не являющиеся членами комиссии, принимают участие только в обсуждении. В случае разногласия, вопрос об отметке решается председателем комиссии.

Итоговые отметки, выставляемые в свидетельство об окончании ДШИ, выводятся экзаменационной комиссией с учётом показателей достижений ученика и качества работы всех лет обучения и отметки, полученной на выпускном экзамене.

По предметам, где выпускные экзамены не предусмотрены учебным планом, итоговые отметки выставляются преподавателем на основании четвертных или полугодовых.

Оформление результатов учебной деятельности учащихся

Отметки учащихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации.

Отметки поурочного контроля результатов учебной деятельности учащегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, а также в дневник учащегося.

Отметки промежуточного контроля вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости, дневник учащегося и общешкольную ведомость (четвертные, полугодовые, годовые отметки), книгу учета промежуточной и итоговой аттестации учащихся отделения, индивидуальный план учащегося.

Отметки итоговой аттестации и выпускных экзаменов вносятся в экзаменационную ведомость, в общешкольную ведомость, в книгу учета промежуточной и итоговой аттестации учащихся отделения, в индивидуальный план и дневник учащегося.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: