Дюралюмины удовлетворительно обрабатываются резанием в закаленном и состаренном состоянии и плохо – в отожженном состоянии; хорошо свариваются точечной сваркой. Следует указать, что пайка и сварка плавлением не создают равной прочности с основным металлом вследствие склонности сплавов к образованию трещин.
Надежным соединением является соединение на заклепках, которые тоже должны быть изготовлены из дюралюмина. При расклепывании заклепки металл должен обладать высокой пластичностью. Такие свойства имеет дюралюминий (но лишь в свежезакаленном состоянии до старения). Заклепки из дюралюминов ставят не позднее, чем через 2 ч. (Д1) или 20 мин (Д16) после закалки, когда сплав не начал еще заметно упрочняться в процессе старения; позднее ставить заклепки нельзя, так как в результате старения и снижения вследствие этого пластичности при расклепывании образуются трещины. Такая жесткая регламентация создает технологические затруднения. Поэтому был разработан сплав Д18, специально предназначенный для заклепок, который можно расклепывать в состаренном состоянии. Этот сплав содержит пониженное количество упрочняющих элементов (меди, магния) и после закалки имеет существенно более низкую прочность, но более высокую эластичность, чем Д1.
Охарактеризуйте коррозионная стойкость дюралюминов.
Коррозионная стойкость дюралюминов незначительна. Наиболее распространенный способ защиты их от коррозии – плакирование чистым алюминием. Плакированный дюралюмин обладает такой же коррозионной стойкостью, как чистый алюминий. По техническим условиям толщина плакированного слоя составляет 4-8% от толщины листа (или диаметра проволоки, прутка). Естественно, что наличие менее прочного слоя из чистого алюминия ухудшает прочностные свойства полуфабриката в целом, т.е. плакированный дюралюмин несколько менее прочен, чем не плакированный.
Назовите области применения дюралюминов.
Дюралюмины широко применяются в cудостроении и авиации. Из сплава Д1 изготавливают лопасти воздушных винтов, из Д16 – шпангоуты, тяги управления и др. Кроме того, их используют для строительных конструкций, кузовов грузовых автомобилей, обсадных труб и др. Сплав Д18, как указывалось выше, - один из основных заклепочных алюминиевых сплавов. Заклепки из сплава Д18 ставят после закалки и естественного старения.
Основы термической обработки алюминиевых сплавов (отжиг, закалка, старение, термомеханическая обработка).
Каким видам термической обработки подвергают алюминиевые сплавы?
Для упрочнения алюминиевых сплавов применяют закалку и старение, а для устранения неравновесных структур и деформационных дефектов строения, снижающих пластичность сплава – отжиг.