Особенность технологии
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
|
|
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
-умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
-пользоваться различными способами интегрирования информации;
-задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
-брать на себя ответственность;
-участвовать в совместном принятии решения;
-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
-умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
|
|
-надпредметный характер;
-технологичность;
-усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
-сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
-применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
Базовая модель технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию, осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями;
искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.
Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются при обучении русскому языку.
Характеристика приемов технологии.