Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ФГОС

 

Духовно-нравственное воспитание-это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. «Безнравственный человек- значит бессовестный» (К. Ушинский).

«Культура», «религия», «духовность», «нравственность», как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания.

Понятием «культура» (в переводе с латинского- возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологий, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру, людям.

Понятием «духовность» традиционно обозначалось все, что относилось к душе, духу, Богу, церкви.

Само слово «религия» буквально переводится с латинского, как «святыня», «набожность», «благочестие» - жизнь, по совести. Для каждой общечеловеческой культуры именно религия являлась стержневым фактором.

«Нравственность» - жизнь по законам правды, чести, чистой совести.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

· нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);

· нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

· нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

· нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом об образовании, статья 9.

Наше общество переживает в настоящее время духовно – нравственный кризис. Российское государство лишилось идеологических, нравственных и духовных идеалов. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи, государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Власти нужно заботиться о человеке не только как о существе материальном, но и в первую очередь как о существе духовном.

«Задача государства - дать людям ощущение мира в душе, обеспечить их нужды в духовном водительстве. Необходимо возвысить культуру и образование до осуществления ими высоких задач. Нет в мире ничего более важного, как напитать душу Светом, зажечь стремлением служить своему Отечеству». (Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве в Храме Христа Спасителя 22 февраля 2012 года.)

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания - это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов. Развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

На современное образование возложена ответственейшая задача- воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный предмет эстетического цикла, изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Влияние литературы (литературного чтения в начальной школе) на формирование личности огромно.

 «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»,- писал В.А. Сухомлинский. Читательская культура является одним из показателей духовного развития общества. Вот почему мне кажется на уроках литературного чтения у учителя есть больше возможностей коснуться души ребёнка. Безусловно, задача воспитания патриота, гражданина, человека решается школой на всех уроках и во внеурочной деятельности. Однако именно литература, как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его отношение к людям, окружающему миру.

Воспитать - значит способствовать формированию духовно-зрячего. сердечного, отзывчивого, но вместе с тем цельного человека с твердой волей. А для этого нужно «пробудить» в нем душу как можно раньше, воспитать чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви, вкус к доброте, милосердию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: