Педагогический эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.
Педагогический эксперимент - сложный комплексный метод научного знания, который включает в себя целенаправленное наблюдение, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Он опирается на множество данных наук о ребенке (естественнонаучные основы, психология и др.), требует педагогического мастерства от исследователя и тех, кто ему помогает.
Педагогический эксперимент — научная постановка опыта в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием и ее результатом.
Существуют различные типы эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых педагогических явлений - простым и сложным; в зависимости от цели исследования - преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - естественным, лабораторным, комплексным.
Существует ряд требований к методике педагогического эксперимента: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.
Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, проявления интереса и желания исследовать ту или иную проблему.
Педагогический эксперимент обычно состоит из трех частей (констатирующей, формирующей и итоговой) и начинается с разработки аппарата научного исследования.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента может включать ряд исследовательских методик: наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и др.
Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то приводится формирующая часть эксперимента, которая еще называется созидательно преобразующей.
Цель этой части эксперимента - в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике. Завершается педагогический эксперимент третьей его частью, которая называется итоговой или заключительной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента. Проверка полученных данных может осуществляться в нескольких учреждениях, территориях (район, область).
Метод изучения и обобщения
передового педагогического опыта
Метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики развития лучших детских садов и педучилищ. Известно, что опытным путем педагоги подходят к важным педагогическим находкам не известным в педагогике. Эти новшества надо изучать, обобщать, подводить под них теоретическую основу и делать достоянием других.
При необходимости массового изучения тех или иных вопросов исследования, для получения более достоверных данных используются социологические методы исследования: анкетирование и рейтинг(оценивание).
В последнее время все более широко используются математические методы исследования, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала.
Требования, предъявляемые
к оформлению выпускной квалификационной работы
Требования по оформлению ВКР отражены в Положение о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, приказом Башкирского государственного университета от 05.04.2016г. №382, расположено на сайтеhttp://isbashgu.bashedu.ru/epb/GetFile.aspx?file_gid=a96de813-703d-49d3-b656-aca3886a7f3e})
Требования к содержанию, объему и структуре
Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы составляет 40-50 страниц печатного текста
Данная норма носит рекомендательный характер и может быть изменена в зависимости от требований ФГОС ВО.
Объем графического и иллюстрированного материала согласовывается с научным руководителем.
ВКР должна содержать элементы, расположенные в следующем порядке:
- титульный лист, содержащий название университета, название факультета, кафедры, тему, по которой выполнена работа, фамилию и инициалы студента, фамилию, инициалы и академические звания руководителя, название города, в котором находится университет, год написания работы;
- ОГЛАВЛЕНИЕ;
- ВВЕДЕНИЕ;
- ОСНОВНОЙ ТЕКСТ РАБОТЫ (ГЛАВЫ И ПАРАГРАФЫ);
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ;
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ;
- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ;
- ПРИЛОЖЕНИЯ.
Введение Во введении даётся обоснование темы исследования, его актуальности, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель, гипотеза и задачи исследования, указываются методы исследования, эмпирическая база исследования, определяется практическое значение исследования, структура выпускной квалификационной работы. Описываются этапы выполнения исследования: теоретический обзор по проблеме исследования, проведение собственно эмпирического исследования (констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования), обобщение результатов исследования, формулирование выводов. Также во введении обозначается степень разработанности проблемы исследования в литературе.