Глава 1. Железы человека, классификация. Эндокринная система. Гормоны

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

РАЗДЕЛ 10

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

ТЕМА 10.1.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека

 Специальности 31.02.01 Лечебное дело

Сестринское дело

Москва 2015


Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования и рабочим программам учебной дисциплины специальностей 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело.

Одобрена и утверждена На заседании ЦМК "Общепрофессиональных дисциплин" Протокол №__ _ __5_____ От «__12___»    января  20_ 15 __года Председатель ЦМК А.И. Надеждин ___________________   УТВЕРЖДАЮ Руководитель структурного подразделения __________________А.А. Фетисов «___»_________________20___года

 

 

Составитель:

Надеждин Антон Игоревич - преподаватель анатомии и физиологии человека первой квалификационной категории ГБОУ «МК № 3 ДЗМ».

 




СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Железы человека, классификация. Эндокринная система. Гормоны.

6

Глава 2. Гипоталамус

8

Глава 3. Гипофиз

10

Глава 4. Щитовидная железа

11

Глава 5. Паращитовидные железы

12

Глава 6. Надпочечники

13

Глава 7. Эндокринная часть поджелудочной железы.

15

Глава 8. Половые железы

16

Глава 9. Сводная таблица. Эндокринные железы, гормоны и их характеристика.

17

Глава 10. Регуляция работы эндокринной системы

21

Использованная литература

22


Перечень компетенций, который должен освоить студент по специальности 34.02.01 Сестринское дело:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

 

Перечень компетенций, который должен освоить студент по специальности 31.02.01 Лечебное дело:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5.2.1. Диагностическая деятельность.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

5.2.2. Лечебная деятельность.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

5.2.3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

5.2.4. Профилактическая деятельность.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

5.2.5. Медико-социальная деятельность.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.




Глава 1. Железы человека, классификация. Эндокринная система. Гормоны.

 

    Все железы организма принято делить на три группы. К первой относят железы, не имеющие выводных протоков и выделяющие секрет непосредственно в межклеточное пространство, откуда он попадает в кровь. Такие железы получили название - эндокринные, или железы внутренней секреции. К третьей относят железы, имеющие выводные протоки. Они образуют, например, пищеварительные соки, которые поступают в различные полости желудочно-кишечного тракта. Такие железы получили название – экзокринные, или железы внешней секреции. К третьей группе относят железы, так называемой, смешанной секреции. Т.е. железы, которые могу вырабатывать несколько видов секрета как непосредственно в кровь, так и во внешнюю среду (полости организма), выделяемые через выводные протоки.

Железы  
     
Внутренней секреции (эндокринные железы) Смешанной секреции Внешней секреции (экзокринные железы)
     
Вырабатывают секрет непосредственно в кровь Вырабатывают секрет как во внешнюю, так и во внутреннюю среду Вырабатываю секрет во внешнюю среду через протоки
   
Гипоталамус Гипофиз Эпифиз (Шиковидное тело) Щитовидная железа Паращитовидные железы Надпочечники Поджелудочная железа Половые железы (семенники и яичники) Печень Слюнные железы Потовые и сальные железы Слезные железы

 

Эндокринная система входит в состав регуляторно-интегрирующих систем организма. Совместно с нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системами обеспечивают целый комплекс важнейших функций организма. В основном эндокринная система представлена железами внутренней секреции, которые не имеют протоков, а выделяют секрет (гормоны) непосредственно в кровь. Эндокринные железы имеют различное происхождение и расположение в организме. Различают эндокринные железы, зависимые от функции гипофиза и не зависимые от него. К гипофиззависимым железам относятся: щитовидная железа, корковое вещество надпочечников, половые железы. К гипофизнезависимым относят: паращитовидные железы, эпифиз, эндокринную часть поджелудочной железы, мозговое вещество надпочечников.

 

Эндокринные железы (включая эндокринные части желез смешанной секреции)

Центральные железы

Периферические железы

Гипоталамус Гипофиз Гипофиззависимые железы Гипофизнезависимые железы
     
    Щитовидная железа Корковое вещество надпочечников Половые железы Паращитовидные железы Эпифиз Эндокринная часть поджелудочной железы Мозговое вещество надпочечников.  

Термин «гормон» (от греческого слова «hormau» - возбуждаю) был предложен английскими физиологами Бейлисом и Старлингом в 1905 году. Они выделили из слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки специальное вещество – секретин, способствующее образованию поджелудочного сока. Гормоны – это биологически активные вещества, оказывающие специфическое действие на обмен веществ, рост и развитие организма. Гормоны током крови разносятся к органам и тканям и оказывают специфическое действие: изменяют интенсивность окислительных процессов, проницаемость клеточных мембран, регулируют синтез белков, углеводов, жиров, активность ферментов. Гормоны действуют в очень низких концентрациях, имеют различный химический состав. Для поддержания жизнедеятельности организма в крови присутствует определенный уровень гормонов. При недостатке того или иного гормона речь идет о снижении активности (гипофункции) соответствующей железы. Избытокгормонов свидетельствует о гиперфункции железы. При гипофункции или гиперфункции эндокринных желез появляются различные заболевания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: