Вопросы и задания к теме 1

 

1. В различных словарях (философском, педагогическом, толковом и др.) найдите определение слова «семья». Выпишите их и проанализируйте.

2. Назовите основные формы семейных отношений, дайте им краткую характеристику.

3. Рассмотрите современные модели семьи. Какие из них вы считаете приемлемыми для вас?

Литература к теме 1

1. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.

2. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. – Минск, 1999.

3. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

4. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. – М., 1992.

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

 



Тема 2. Основные функции семьи

 

Семья – сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных сложных функций. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива, выражающие социальную роль и сущность семьи. К функциям следует отнести: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, психологическую или эмоциональную, сексуальную, функцию организации досуга и сохранения здоровья. Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Именно семья призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную функцию, защищающую его от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку состояться как счастливому семьянину.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке семьи.

 

Функция продолжения рода (репродуктивная)

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства.

Инстинкт иметь детей, заботиться о них, воспитывать заложен от природы. Рождение новой жизни – важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть родители, значит, при них должны быть дети. Проблема, которая волнует современное человечество, – это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и быстрый прирост населения в развивающихся странах. На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы: нравственный аспект; социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, обеспеченность жильем, работой; национальные традиции; образование и здоровье супругов и другие. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»).

 

Дети в семье

Для чего нужны дети в семье?

Дети нужны для того, чтобы семья была прочной, радостной и полноценной, дети придают гармонию супружеской жизни.

Дети – это возможность самореализации личности родителей, это проявление и воплощение отцовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя.

Имея детей, человек не опасается одиночества и неуютной жизни в старости.

Дети в семье обладают способностью снимать с родителей нервное перенапряжение, разряжать стрессовые ситуации, служить своеобразными «громоотводами» (есть данные, что у людей, живущих в семье, инфаркты и инсульты бывают в 5-6 раз реже, чем у одиноких людей). Именно дети есть тот благоприятный фактор, который уменьшает заболеваемость и смертность, конечно, если дети хорошие. А чтобы они были хорошими, их надо воспитывать, а правильное воспитание осуществить тем легче, чем больше детей в семье.

В пользу того, что в семье должен быть не один ребенок, говорят исследования психологов и педиатров, которые считают, что у единственного ребенка повышен риск появления неврозов, страхов, зацикленности на себе. Ребенок несет на себе двойную ношу: все бремя родительской любви обрушивается на него одного; не менее тяжела и ответственность, потому что он – средоточие чаяний, надежд и мечтаний родителей. Несколько детей в семье легче справляются с такой нагрузкой.

Для человека, вокруг которого с детства «все крутилось», велика вероятность вырасти эгоистом, ведь у него нет привычки что-либо с кем-то делить – это отразится на его умении общаться с людьми. Единственный ребенок будет чувствовать отсутствие опоры в лице близкого родного человека, когда родители уйдут из жизни, когда в других семьях братья и сестры остаются самыми близкими родственниками, к которым человек приходит в трудную минуту.

Самый банальный аргумент в современном обществе против детей: «На ребенка у нас нет средств». Наши предки говорили: «Даст Бог роток, даст и в роток», а чешская пословица гласит: «Даст Бог зайку, даст и лужайку».

Конечно, ребенок требует определенных финансовых затрат. Но второй и последующие дети требуют затрат все меньше и меньше, т.к. не приходится тратиться на «приданное», коляску, кроватку и т.д., а вещи, из которых ребенок вырастает, сохраняются и передаются следующему. Финансовые затраты на детей увеличиваются после 12-15 лет.

Из вышеприведенных аргументов можно сделать вывод, что наиболее благоприятен микроклимат в семье, где воспитываются несколько детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: