Профессиональные и личностные качества педагога

 

Для определения основных качеств профессии учителя используется

профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.

Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:. Свойства и характеристики личности:

а) Направленность личности:

мировоззрения, убеждения, идеалы;

система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;

отношение личности и общества - жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;

б) Познавательная деятельность (когнитивная):

уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);

интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);

стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д.

в) Эмоционально-волевая деятельность:

оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.

г) Психические свойства:

темперамент - активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);

характер - сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;

способности - дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень

распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).. Требования к психолого-педагогической подготовке:

а) знания:

психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;

знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей

развития личности на отдельных возрастных этапах;

знания методики изучения личности учащихся.

б) умения:

дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.. Требования к специальной подготовке:

знание содержания предмета;

его наиболее актуальных проблем;

владение категориальным аппаратом предмета и т.п.. Требования к методической подготовке по специальности:

а) знание основных компонентов процесса обучения:

целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на со-

временном этапе развития образовательной школы;

б) знания о самом себе как учителе:

особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: