Функции и принципы образовательного маркетинга

Принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью. Выделим наиболее устоявшиеся их них.

 1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.

 2. Понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них.

3. Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т.ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения.

 4. Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего затрат по потреблению образовательных услуг) и учет их в ценообразовании, т.е. доминирование цены потребления над ценой продажи.

 5. Предпочтение методов не реактивного, а предугадывающего и активно формирующего спрос типа.

 6. Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу рынка, на решающих направлениях.

 7. Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

 8. Использование различных вариантов прогнозов, оценок и решений на мультифакторной основе.

 9. Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментов их решения.

10. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления - центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

 11. Ситуационное управление - принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Функция маркетинга - это основные направления, правила работы компании, отражающие сущность маркетингового подхода к организации бизнеса.

Функции маркетинга: Аналитическая, Производственная, Сбытовая, Функция управления и контроля.

Образовательная функция:

организация разработки и внедрения новых образовательных программ;

организация учебно-методического обеспечения;

создание лабораторно-материальной базы;

управление качеством и конкурентоспособностью образовательных программ и услуг (мониторинг качества образования).

 

Аналитическая функция: изучение внешней среды учебного заведения; изучение рынка ОУ; изучение потребителей ОУ; изучение структуры учебного заведения; изучение структуры ОУ; анализ внутренней среды учебного заведения.

 

Производственная функция: Разработка новых технологий, программ, методик; Внедрение инноваций; Обновления содержания образования (учебно-методических комплексов, рабочих программ, материала); улучшение материально-технической базы (открытие нового учебного корпуса, ремонт старого учебного корпуса); повышение квалификации преподавательского состава.

Сбытовая функция (функция продаж): организация системы движения ОУ; организация обучения; проведение целенаправленной политики развития ОУ; проведение ценовой политики; организация сервиса по оказанию образовательных услуг.

Формирующая функция: стимулирование по реализации ОУ. формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне.

Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования в ОУ; информационное обеспечение управления маркетингом; коммуникативная подфункция маркетинга; организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ в ОУ).  

Виды маркетинга

Основными видами маркетинга являются: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный, комплексный и коммуникативный (взаимосвязанный) маркетинг.

  Недифференцированный маркетинг. В этом случае предприятие не обращает внимания на различия между рыночными сегментами, а концентрирует внимание на их общих характеристиках и подходит ко всему рынку, как к единому целому, с одинаковым для всех покупателей товаром. Такой тип маркетинга называют также массовым, при котором производитель ориентируется на широкий круг потребителей и использует один базовый комплекс маркетинга для стандартного продукта.

Это массовое производство, массовое распространение, массовая реклама с односторонним обращением к потребителям через общедоступные традиционные средства (ТВ, радио, печатные издания, рекламные щиты) в отличие от двухстороннего обращения, которое применяется в прямом маркетинге. Например, компания «Coca-Cola» в течение нескольких лет продавала свои напитки только в бутылках емкостью 0,33 литра или Apple c его феноменальным iPhone.

  Дифференцированный маркетинг. В этом случае организация решает действовать на нескольких сегментах рынка со специально для них разработанными продуктами. Предлагая разнообразные продукты и комплекс маркетинга, организация рассчитывает достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом рыночном сегменте, чем конкуренты.

 Например, производитель автомобилей Volvo заявляет, что он производит легковые автомобили для каждого сегмента базового рынка, тем самым, настраивая ценовую, распредителительную и коммуникационную политику для каждого обслуживаемого потребительского сегмента. Крупнейшие компании Nokia, Samsung предлагают сразу несколько моделей телефонов для различных сегментов. Преимущества: удовлетворение потребностей всех пользователей.

Концентрированный маркетинг является одной из стратегий маркетинга предприятия, при которой она стремится к охвату наиболее крупной части одного или нескольких субрынков. Он обеспечивает себе высокий авторитет на конкретном рыночном сегменте, поскольку очень хорошо знает его специфику. Эта стратегия чаще всего используется в случае, когда ресурсы предприятия ограничены. Отличный пример такого маркетинга телефоны Sonim с их четкой ориентацией на людей, занимающихся туризмом и путешественников. Эффективное использование этих трех видов маркетинга зависит от тщательности в понимании потребностей фактических и потенциальных потребителей базового рынка и ресурсов самого предприятия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: