Менеджмент в образовании - это совокупность методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.
Так же можно сформулировать основные особенности менеджмента в образовании: -возможность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленный на достижение максимально эффективных результатов; -обеспечение в коллективе (среди преподавателей и учащихся) комфортного психолого- педагогического климата.
Как следствие применение менеджмента в образовательной системе привело к следующим результатам: • лучше, чем раньше, произошло разграничение компетенции между учебным заведением и органами управления; • повысился уровень самостоятельности, автономности, ответственности субъектов управления; • значительно повысился уровень свободы системы управления, появилась возможность участвовать в определении общего социального заказа, формулировать свою миссию, образовательную политику, стратегию; • отмечается переход от позиции пользователя действующих систем управления на позицию проектировщика, создателя, автора новых систем; • появилась возможность устанавливать новые связи в социуме без оглядки на вышестоящие организации; • растет открытость управленческого сообщества мировому опыту менеджмента и социального управления; • происходит высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования; • развитие плюрализма, большой терпимости, разных подходов к творческим поискам; • растет популярность идей профессионализации управленческой деятельности; • возможность получения дополнительных источников финансирования, изменение штатного расписания (что, в частности, позволило изменить сложившееся единообразие штатных организационных структур управления).
|
|
особенностей современного учебного заведения, определяющих ограниченность его культурного потенциала. Первая особенность — обучение на основе адаптированных текстов. Задача заключается в существенном повышении доли аутентичных текстов культуры в содержании школьного образования. Вторая особенность — исполнительская позиция ученика, который в большей мере является объектом, чем субъектом образовательной деятельности. Задача заключается в расширении возможностей выбора образовательных программ (от выбора учебных заданий до формирования индивидуальных образовательных программ) и в расширении возможностей для проявления креативных способностей учащихся, в том числе за счет сочетания основного и дополнительного образования детей. Третья особенность — ориентация на одинаковые результаты образования, которая заключается в том, что учебное заведение должно обеспечить освоение разными детьми одних и тех же учебных программ за одно и то же учебное время. Задача заключается в переходе от гарантии результатов к гарантии равенства возможностей успеха для всех учащихся, что предполагает неравенство условий их обучения.
|
|
Различают 2 вида инновационного менеджмента в образовании: стратегический и функциональный.
Функциональный или оперативный инновационный менеджмент в образовании нацелен на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка Об/Ус, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения.
Стратегическое управление в организации выражается в следующих пяти функциях: 1) планирование стратегии; 2) организация выполнения стратегических планов; 3) координация действий по реализации стратегических задач; 4) мотивация на достижение стратегических результатов; 5) контроль за процессом выполнения стратегии.
Функциональный (оперативный или тактический) инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств