Коммуникации и сотрудничество
Учащиеся используют цифровые средства и среды для общения и коллективной работы, в том числе на расстоянии, для поддержки индивидуального обучения и возможности обучения других:
1) взаимодействуют, сотрудничают и творят со сверстниками, экспертами или другими участниками, используя различные цифровые среды и средства;
2) эффективно распространяют информацию и идеи для разных аудиторий с использованием различных средств и форматов;
3) развивают культурное взаимопонимание и мировое сотрудничество путем привлечения учащихся других культур;
4) участвуют в проектных группах для создания оригинальных произведений или решения проблем.
Термин «коммуникации» в русском языке означает «общий», «совместный». В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.
В современных работах исследуются две модели коммуникации: однонаправленная, или линейная, и двунаправленная. В линейной модели под коммуникацией понимается процесс передачи информации от одного источника к другому, здесь важны такие компоненты, как источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум.
Во второй модели коммуникацию рассматривают как двунаправленный процесс: «любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно… любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее».
Коммуникация в образовательном процессе – одна из актуальных
проблем современности. Это связано с тем, что изменяющаяся
социокультурная и информационная среда общества меняет представления о
межличностной коммуникации, ее средствах и способах, позициях и ролях.
Наиболее ярко эти изменения должны быть представлены в образовании,
которое с одной стороны - отвечает современным запросам общества,
обеспечивая современный процесс социализации и коммуникации человека
эффективными средствами, формируя у него коммуникативную
компетентность, а с другой – процесс образования проектируется как
современный коммуникативный процесс, а его участники используют
современные средства коммуникации: вербальные, невербальные,
художественные, средства информационно-коммуникативных технологий.
Состоявшаяся коммуникация - это состоявшееся взаимодействие
участников образовательного процесса, а оно всегда приводит к эффективному
результату, который касается и целей образования, и его содержания, и
результатов. Коммуникация в образовательном процессе как гуманистическая и
личностно-ориентированная категория является одним из критериев оценки
качества образования, особенно дошкольного. Коммуникацией участников
образовательного процесса в детском саду (педагоги-родители-дети)
определяется и его целостность, и развивающий потенциал, и развивающаяся
образовательная среда, и отдельно выделенная компетентность педагога, и
педагогическая компетентность родителей, и – самое главное – эмоциональная
комфортность ребенка в организации.
Критерии качества социализации детей дошкольного возраста (заложены
в педагогической диагностике), а именно (в соответствии с ФГОС ДО) в
проекте «Педагог-Ребенок-Родители»:
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру,
другим людям и самому себе;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты.
Критерии эффективности коммуникации взрослых участников
образовательного процесса в ДОО (на основе мониторинга по показателям) в
проекте «Руководитель – Педагоги – Родители – Социальные партнеры»:
формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых
ориентаций у педагогов ДОО и родителей, создание единого
образовательного пространства для ребенка;
гармонизация детско-родительских отношений;
повышение педагогической компетентности у родителей детей
дошкольного возраста;
активизация включенности родителей в деятельность дошкольного
учреждения, в субъект-субъектное образовательное взаимодействие
(от возникновения образовательных инициатив к планированию,
участию и конструктивному контролю);
создание атмосферы эмоциональной взаимоподдержки, комфорта,
взаимопонимания и сотрудничества, общности интересов в
образовании ребенка и творческого саморазвития в ДОО;
снижение числа неблагополучных семей и педагогической
запущенности.