Коммуникации в образовательной организации

Коммуникации и сотрудничество

Учащиеся используют цифровые средства и среды для общения и коллективной работы, в том числе на расстоянии, для поддержки индивидуального обучения и возможности обучения других:

1) взаимодействуют, сотрудничают и творят со сверстниками, экспертами или другими участниками, используя различные цифровые среды и средства;

2) эффективно распространяют информацию и идеи для разных аудиторий с использованием различных средств и форматов;

3) развивают культурное взаимопонимание и мировое сотрудничество путем привлечения учащихся других культур;

4) участвуют в проектных группах для создания оригинальных произведений или решения проблем.

Термин «коммуникации» в русском языке означает «общий», «совместный». В связи с этим зачастую говорят, что слово «коммуникации» является синонимом общения.

В современных работах исследуются две модели коммуникации: однонаправленная, или линейная, и двунаправленная. В линейной модели под коммуникацией понимается процесс передачи информации от одного источника к другому, здесь важны такие компоненты, как источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум.

Во второй модели коммуникацию рассматривают как двунаправленный процесс: «любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно… любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее».

Коммуникация в образовательном процессе – одна из актуальных

проблем современности. Это связано с тем, что изменяющаяся

социокультурная и информационная среда общества меняет представления о

межличностной коммуникации, ее средствах и способах, позициях и ролях.

Наиболее ярко эти изменения должны быть представлены в образовании,

которое с одной стороны - отвечает современным запросам общества,

обеспечивая современный процесс социализации и коммуникации человека

эффективными средствами, формируя у него коммуникативную

компетентность, а с другой – процесс образования проектируется как

современный коммуникативный процесс, а его участники используют

современные средства коммуникации: вербальные, невербальные,

художественные, средства информационно-коммуникативных технологий.

Состоявшаяся коммуникация - это состоявшееся взаимодействие

участников образовательного процесса, а оно всегда приводит к эффективному

результату, который касается и целей образования, и его содержания, и

результатов. Коммуникация в образовательном процессе как гуманистическая и

личностно-ориентированная категория является одним из критериев оценки

качества образования, особенно дошкольного. Коммуникацией участников

образовательного процесса в детском саду (педагоги-родители-дети)

определяется и его целостность, и развивающий потенциал, и развивающаяся

образовательная среда, и отдельно выделенная компетентность педагога, и

педагогическая компетентность родителей, и – самое главное – эмоциональная

комфортность ребенка в организации.

Критерии качества социализации детей дошкольного возраста (заложены

в педагогической диагностике), а именно (в соответствии с ФГОС ДО) в

проекте «Педагог-Ребенок-Родители»:

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру,

другим людям и самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в

совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно

проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты.

Критерии эффективности коммуникации взрослых участников

образовательного процесса в ДОО (на основе мониторинга по показателям) в

проекте «Руководитель – Педагоги – Родители – Социальные партнеры»:

 формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых

ориентаций у педагогов ДОО и родителей, создание единого

образовательного пространства для ребенка;

 гармонизация детско-родительских отношений;

 повышение педагогической компетентности у родителей детей

дошкольного возраста;

 активизация включенности родителей в деятельность дошкольного

учреждения, в субъект-субъектное образовательное взаимодействие

(от возникновения образовательных инициатив к планированию,

участию и конструктивному контролю);

 создание атмосферы эмоциональной взаимоподдержки, комфорта,

взаимопонимания и сотрудничества, общности интересов в

образовании ребенка и творческого саморазвития в ДОО;

 снижение числа неблагополучных семей и педагогической

запущенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: