При проектировании предметно-пространственной среды образовательного учреждения рекомендуется исходить из необходимости учета следующих факторов:
— индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;
— любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей;
— индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
— особенностей его эмоционально-личностного развития;
— возрастных особенностей.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Работа по программе «Сообщество» требует от воспитателя особого педагогического мастерства, способности к импровизации, умения чутко улавливать индивидуальные проявления детей, их интересы и предпочтения, а также реакцию на то или иное педагогическое действие.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы найти интересные материалы для работы и игры, подтолкнуть детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы. Столкнувшись с новым видом материала, дети обычно проходят три предсказуемые стадии.
|
|
Стадия экспериментирования: ребенок изучает материал, используя все чувства — зрение, тактильные ощущения, обоняние, а иногда, в зависимости от материала, даже вкус.
Стадия введения необходимого словаря, связанного с новым материалом.
Стадия выделения проблемы — обычно это вопрос, возникший во время обсуждения. После того как проблема выделена, задача педагога — мотивировать ребенка к нахождению решений и ответов.
Результаты апробации программ по данному направлению
Содержание и образовательные технологии программы «Сообщество» вырабатывались как в ходе ее апробации в дошкольных учреждениях, так и в процессе постоянного обучения педагогов.
Уже на начальных этапах дошкольного проекта программа способствовала трансляции ценностей личностно-ориентированного образования посредством распространения педагогических технологий, которые могут использоваться не только при ее реализации, но и в работе с любыми другими образовательными программами.