Из с. Долоцкого, Гдовского уезда

(корреспонденция)

 

Из с. Долоцкого, Гдовского уезда (корреспонденция) // Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом С.-Петербургским и ладожским, разрешена в Долоцком приходе, Гдовского уезда, постройка нового, каменного храма, близ так называемой «пещеры» (в 2 верстах от с. Долоцкого)[193].

Местность, где предполагается воздвигнуть св. храм, блещет красотой чисто-северной природы. Высокая, почти отвесная гора, покрытая старинным лесом, река Долгая, протекающая у подножия горы, расстилающийся, с другой стороны реки, обширный луг, опоясанный цепью холмов, и всюду, куда ни взглянешь кругом, – горы, поросшие лесами, – делают вид, особенно вдали, прямо восхитительным[194].

В самой подошве горы, около речки, в твердом, почти каменистом грунте[195], высечена пещера, простирающаяся вглубь горы на 30 шагов; пещера довольно высока (1 печат. саж.); недалеко от входа находится круглый, выложенный цоколем колодезь[196], а в самом окончании пещеры – бассейн с чистой ключевой водою. Пещера эта окрестным населением почитается, как место святое; в народе и до сих пор живет предание, что именно здесь являлась икона Успения Божией Матери, составляющая ныне святыню долоцкого храма, что в этой пещере, в старинные времена спасался монах, скончавший в ней свою жизнь. Ежегодно, 15 августа, в день Успения Пресвятые Богородицы, к этой пещере скопляются тысячи богомольцев; многие приходят даже из других уездов. И местными прихожанами, и благочестивыми богомольцами, приходившими на поклонение святыне долоцкой церкви, чувствовалась потребность создать на месте явления досточтимой иконы Успения Божией Матери храм. Малая, ветхая деревянная часовня, устроенная близ входа в пещеру, в день храмового праздника не могла вместить и десятой доли всех, желавших помолиться[197]. Ныне, с благословения преосвященнейшего архипастыря С.-Петербургского, постройку церкви взяло на себя долоцкое церковно-приходское попечительство, и работа деятельно уже подвигается вперед; укреплен гранитными глыбами берег реки, идет заготовка материалов и проч.

Нельзя не обратить внимания любителей церковной старины на иконы, находящиеся в часовне, близ пещеры; иконы эти – часть иконостаса из древней долоцкой церкви, упраздненной, за ветхостью, еще в XVIII столетии. Как видно из «новгородской писцовой книги[198] 1622 – 23 гг. письма Александра Чоглокова, да дьяка Добрыни Семенова» (у Неволина – «О пятинах и погостах новгород.» прил. V), церковь Михаила Архангела «в Долоском погосте» не была сожжена в смутное время 1606 – 17 гг.; благодаря этому, в названной часовне сохранились некоторые иконы, происхождение которых, судя по всем признакам, должно отнести, по крайней мере, ко второй половине XVI века; имеются в часовне иконы и XVII века, писанные, однако, до собора 1666 – 67 гг. Все иконы характерного новгородского письма; изображения на них писаны почти все в рост (высота 1 ½ арш.) на досках с выемками. Перстосложение на некоторых иконах (Господь – Царь Славы, св. Николай Чудотворец, св. Иоанн Креститель) – двуперстное, на других же встречается несколько различных видов сложения перстов; так, на иконе св. Архистратига Михаила внизу находится изображение неизвестного святого; три последние перста правой руки его пригнуты к большому, а указательный перст протянут; на некоторых иконах можно видеть перстосложение на левой руке; святой мученик Лавр, напр., изображен с перстосложением на левой руке, сходным с троеперстием, а у св. архистратига Михаила персты левой руки сложены двуперстно[199].

Несомненно, что в захолустных местах нашего отечества находится много остатков седой церковной старины, которые могут дать достаточный материал для сравнительно молодой еще науки – русской церковной археологии… Жаль только, что у нас, особенно в деревенской глуши, мало сознается важность всяческого охранения и сбережения древних вещей. Пишущий эти строки не без досады увидел, что на указанных 300-летних иконах чья-то варварская рука, очевидно, недавно изобразила вокруг глав желтые нимбы; хорошо еще то, что живописец на этом и закончил свою реставрацию.

Бывают прискорбные факты довольно непросвещенного отношения к предметам церковной старины; в одной церкви, напр., приходилось видеть под колокольнею груды сваленных вещей от ранее существовавшего старинного храма и встретить древнюю, огромных размеров икону «Страшного Суда» – по всем видимостям XVI века, но, к сожалению, совершенно испорченную кистью какого-то живописца-реставратора[200].

В целях научных было бы весьма полезно, если бы древние иконы и старинные предметы церковной утвари отсылались из сельских церквей и часовен, где они, в большинстве случаев, существуют совершенно без употребления, в хранилища церковных древностей и церковно-археологические музеи.

 

П. Яновский» [201] .

 

В ЦГИА таким образом сохранились чертежи сразу 4-х северогдовских проектов Н.Н. Никонова, о которых нигде в официальных биографиях мастера сведений нет, а в местной историографии таковая память о его трудах есть, и ее следует непременно ввести в научный оборот. Это собственно, чертежи деревянного храма, часовни и пещерского храма в пог. Доложском, и чертеж храма в пог. Поля, территория совр. г. Сланцы.

После реконструкции деревянного храма в пог. Доложском вторым этапом Н.Н. Никонов работал там уже над полномасштабным проектом небольшого каменного Св.-Успенского храма на Св-Успенской Св. Пещере на р. Долгой. Этот храм был освящен в 1908 г. и так же, как большие храмы в пог. Поля и Пенино, стал своеобразной жемчужиной Северогдовского края. Он располагался в весьма древнем урочище на Св. Пещере и привлекал к себе многих паломников, которые шли сюда к чудному источнику, который был обустроен в теле «высокопещаной горы».– Этот храм местные мракобесы взорвали в 1-й пол. 1950-х гг.

 

 

Н.Н. Никонов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: