Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, оценки результативности экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (далее по тексту – экспериментальные правовые режимы), состоящих во временном адресном контролируемом установлении экспериментального (в отсутствии существующего или отличающегося от существующего) нормативного правового регулирования для применения цифровых инноваций или осуществляемой с их использованием деятельности в Российской Федерации.

2. Под цифровой инновацией в настоящем Федеральном законе понимается новое средство, поддерживающее использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов, или новая система таких средств на основе технологий больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, технологий виртуальной и дополненной реальностей, а также иных технологий, получивших отражение в правовых актах, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации в качестве технологий, относящихся к категории цифровых технологий или к сфере цифровой экономики, или новая форма использования такого существующего средства или такой существующей системы средств.

Статья 2. Нормативное правовое регулирование экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Нормативное правовое регулирование экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случае, установленном настоящим Федеральным законом – указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного по вопросам экспериментальных правовых режимов органа, нормативными правовыми актами регулирующего органа.

2. Нормативное правовое регулирование экспериментальных правовых режимов в сфере финансового рынка может устанавливаться отдельным федеральным законом.

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по инициированию, установлению, реализации, мониторингу реализации, оценке результативности экспериментальных правовых режимов;

2) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам экспериментальных правовых режимов;

3) осуществляет иные полномочия в сфере экспериментальных правовых режимов, установленные настоящим Федеральным законом.

2. Координационный орган, образованный Правительством Российской Федерации в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития экосистем цифровой экономики и повышения уровня использования информационных технологий и связи в целях формирования в Российской Федерации информационного общества и электронного правительства в случае возникновения разногласий между федеральным органом исполнительной власти, в установленном порядке наделенным функциями по установлению экспериментальных правовых режимов (далее – уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган) и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере, в которой инициируется, устанавливается и реализуется экспериментальный правовой режим (далее – регулирующий орган):

1) дает согласие уполномоченному по вопросам экспериментальных правовых режимов органу на установление экспериментального правового режима;

2) определяет ответ на запрос о разъяснении программы экспериментального правового режима в случае, указанном в абзаце первом части 5 статьи 18 настоящего Федерального закона;

3) разрешает вопрос о результативности экспериментального правового режима.

3. Регулирующий орган:

1) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, участвует в рассмотрении предложений об установлении экспериментальных правовых режимов в сфере, в которой он осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, рассматривает вопрос о присоединении лиц к экспериментальному правовому режиму в качестве субъектов экспериментального правового режима;

2) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, участвует в мониторинге реализации, определении результатов реализации экспериментальных правовых режимов в сфере, в которой он осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию;

3) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам экспериментальных правовых режимов;

4) вносит в уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган предложения об установлении экспериментального правового режима, о приостановлении и отмене экспериментального правового режима в сфере, в которой он осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию;

5) определяет должностное лицо, ответственное за организацию деятельности подразделений и сотрудников регулирующего органа по вопросам экспериментальных правовых режимов, а также сотрудников, основные должностные обязанности которых связаны со сферой цифровых инноваций;

6) осуществляет иные полномочия в сфере экспериментальных правовых режимов, установленные настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. Уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган:

1) устанавливает экспериментальные правовые режимы, принимает решение о приостановлении и отмене экспериментальных правовых режимов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) организует рассмотрение в соответствии с настоящим Федеральным законом предложений об установлении экспериментальных правовых режимов;

3) организует в соответствии с настоящим Федеральным законом мониторинг реализации, оценку результативности экспериментальных правовых режимов;

4) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам экспериментальных правовых режимов;

5) обеспечивает внедрение и использование при инициировании, установлении, реализации, мониторинге реализации, оценке результативности экспериментальных правовых режимов федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей взаимодействие участников правоотношений, урегулированных настоящим Федеральным законом, в электронной форме и доступ заинтересованных лиц к сведениям об экспериментальных правовых режимах;

6) координирует деятельность по формированию у сотрудников регулирующих органов, определенных в соответствии с пунктом 5 части 3 настоящей статьи, а также у сотрудников структурного подразделения, определенного в соответствии с пунктом 7 настоящей части, компетенций в сфере цифровых инноваций;

7) определяет должностное лицо, ответственное за организацию деятельности подразделений и сотрудников в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также структурное подразделение, функции которого связаны со сферой цифровых инноваций;

8) осуществляет иные полномочия в сфере экспериментальных правовых режимов, установленные настоящим федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

5. По решению Правительства Российской Федерации, согласованному с Центральным банком Российской Федерации, полномочия уполномоченного по вопросам экспериментальных правовых режимов органа, предусмотренные пунктами 1-3 части 4 настоящей статьи, в части экспериментальных правовых режимов в сфере финансового рынка могут быть возложены на Центральный банк Российской Федерации.

6. Центральный банк Российской Федерации в рамках своих полномочий в сфере финансового рынка осуществляет полномочия регулирующего органа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

7. В случае, если экспериментальный правовой режим инициируется, устанавливается и реализуется в сфере, в которой функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию осуществляет уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган, он одновременно осуществляет в отношении этого экспериментального правового режима полномочия регулирующего органа.

8. Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального закона, определяющего правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации публично-правовых компаний в Российской Федерации, может быть создана публично-правовая компания, осуществляющая функции и полномочия публично-правового характера в сфере экспериментальных правовых режимов, в том числе возложенные настоящим Федеральным законом на регулирующий орган и уполномоченный в области экспериментальных правовых режимов орган, за исключением полномочий по нормативному правовому регулированию, а также полномочий, определенных частями 2 и 3 статьи 13, статьей 14, частью 2 статьи 16, статьями 23 – 26, абзацем шестым пункта 2 части 1 и частью 3 статьи 28 настоящего Федерального закона. 

Статья 4. Цели установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций устанавливается в целях:

1) оценки возможности возникновения вследствие установления нового правового регулирования, в том числе изменения правового регулирования с имеющегося на предусмотренное экспериментальным правовым режимом, рисков для охраняемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами ценностей, в том числе в качестве побочных эффектов такого изменения;

2) оценки полезности внедрения цифровой инновации в предлагаемом экспериментальным правовым режимом формате в общественные отношения;

3)  оценки соразмерности рисков от предусмотренного экспериментальным правовым режимом правового регулирования и полезности внедрения цифровой инновации;

4)  отработки оптимальных вариантов будущего правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Статья 5. Содержание экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Экспериментальный правовой режим состоит в установлении нормативного правового регулирования цифровых технологий или осуществляемой с их использованием деятельности при отсутствии такого нормативного правового регулирования (пробный экспериментальный режим) либо в отказе от применения установленных нормативными правовыми актами препятствий (ограничений, условий, иных обременений) для применения цифровых технологий или осуществляемой с их использовании деятельности или в установлении новых правил, регулирующих применение цифровых технологий или осуществляемую с их использованием деятельность, взамен существующих правил (альтернативный экспериментальный правовой режим) применительно к определенным объектам, субъектам, формам и способам деятельности или действий и на определенный срок.

2. При установлении экспериментального правового режима должны быть таким образом, чтобы деятельность на основе экспериментального правового режима могла бы быть четко отграничена от деятельности вне экспериментального правового режима, определены:

объект экспериментального правового режима;

объекты материального мира, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, интеллектуальная собственность, нематериальные блага, с использованием которых или по поводу которых осуществляется деятельность с использованием цифровой инновации;

формы и способы деятельности или действий с использованием цифровой инновации;

3. При установлении экспериментального правового режима может определяться территория реализации экспериментального правового режима.

4. Экспериментальный правовой режим может относиться к:

условиям, ограничениям, запретам, обязанностям, устанавливаемым и предъявляемым к осуществлению деятельности, совершению действий, формам и способам осуществления деятельности или совершения действий, результатам осуществления деятельности или совершения действий;

требованиям, предъявляемым к лицу, претендующему на получение разрешения на осуществление деятельности или совершение действий, для предоставления такого разрешения;

требованиям к использованию при осуществлении деятельности, совершении действий определенного оборудования, программного обеспечения, производственных и иных объектов;

требованиям к объему, структуре и видам денежных активов, необходимых для осуществления деятельности, совершения действий;

требованиям к кадровому и персональному составу, в том числе к квалификации, к органам управления юридического лица как условиям осуществления деятельности, совершения действий;

регулированию прав и обязанностей стороны, осуществляющей деятельность, совершающей действия, в правоотношениях с другими лицами.

5. Экспериментальный правовой режим во всяком случае не может состоять в установлении обязательных требований, предъявляемых к лицу, претендующему на получение разрешения на осуществление деятельности или совершение действий, для предоставления такого разрешения, если в настоящее время соответствующая деятельность может осуществляться, а действия совершаться без предоставления разрешения.

6. Если в соответствии с международным договором Российской Федерации, актом, относящимся к праву Евразийского экономического союза, не допускается отказ от применения установленных соответствующим договором (актом) препятствий (ограничений, условий, иных обременений) для применения цифровых технологий или осуществляемой с их использовании деятельности или установление новых правил, регулирующих применение цифровых технологий или осуществляемую с их использованием деятельность, взамен правил, установленных соответствующим договором (актом), но при этом соответствующим договором (актом) не регулируется вопросы контроля (надзора) за соблюдением установленных им правил и ответственности за их несоблюдение и не предусматривается обязанность Российской Федерации организовать такой контроль (надзор) и (или) установить такую ответственность, содержание альтернативного экспериментального правового режима может состоять в отказе органов государственной власти на период реализации экспериментального правового режима от осуществления контроля (надзора) за объектом экспериментального правового режима и от применения ответственности за несоблюдение соответствующих правил.

Статья 6. Принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Принципами установления и реализации экспериментальных правовых режимов осуществления деятельности в сфере цифровых инноваций являются: прозрачность установления и реализации экспериментального правового режима; равенство претендентов на статус субъектов экспериментального правового режима; определенность института экспериментальных правовых режимов; добровольный характер экспериментального правового режима; адресность экспериментального правового режима; гибкость экспериментального правового режима; разумная минимизация отступлений от существующего правового регулирования в экспериментальном правовом режиме; соответствие экспериментального правового режима источникам права высшей юридической силы; минимизация рисков потребителей при установлении и реализации экспериментального правового режима.

2. Прозрачность процедуры установления и реализации экспериментального правового режима означает, что прохождение этой процедуры и отображение в открытых сведениях информации о ней не должно оставлять сомнений в объективной беспристрастности принятия решений об установлении экспериментального правового режима, об определении субъектов экспериментального правового режима и об оценке результативности экспериментального правового режима.

3. Равенство претендентов на статус субъектов экспериментального правового режима означает, что к лицам, отвечающим формальным требованиям к субъектам экспериментального правового режима, установленным настоящим Федеральным законом, должен применяться равный подход при принятии решения об установлении экспериментального правового режима и при наделении их статусом субъекта экспериментального правового режима.

4. Определенность института экспериментальных правовых режимов означает, что цели и основное содержание экспериментальных правовых режимов должны быть понятны обществу, а порядок инициирования, установления, реализации, мониторинга реализации, оценки результативности экспериментальных правовых режимов – лицам, претендующим на то, чтобы стать субъектами экспериментального правового режима, и субъектам экспериментального правового режима.

5. Добровольный характер экспериментального правового режима состоит в том, что: его установление возможно только на основе предложения субъекта правоотношений, деятельность которого на основе использования цифровой инновации будет осуществляться в рамках экспериментального правового режима, или с его согласия; не допускается установление условий экспериментального правового режима, на которые такой субъект правоотношений не выразил согласие в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке. Положения настоящей части не могут толковаться и применяться как препятствующие субъекту экспериментального правового режима вступать в рамках деятельности на основе использования цифровой инновации в правоотношения с какими-либо лицами, проинформированными о наличии и основном содержании экспериментального правового режима.

6. Адресность экспериментального правового режима состоит в том, что установленное им нормативное правовое регулирование распространяется только на объекты, субъектов, формы и способы деятельности, определенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при установлении экспериментального правового режима.

7. Гибкость экспериментального правового режима состоит в том, что содержание правового регулирования в рамках экспериментального правового режима, в том числе особенностей экспериментального правового режима, определяется индивидуально для каждого экспериментального правового режима применительно к условиям конкретных правоотношений и целям установления экспериментального правового режима, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

8. Разумная минимизация отступлений от существующего правового регулирования состоит в том, что отказ от применения положений нормативных правовых актов либо установление новых положений осуществляется только постольку, поскольку это необходимо для устранения препятствий для применения цифровой инновации или осуществляемой с ее использованием деятельности, и лишь в той мере, в которой без соответствующего изменения правового регулирования в рамках экспериментального правового режима невозможно достижение целей, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

9. Правовое регулирование в рамках экспериментального правового режима должно соответствовать Конституции Российской Федерации, в том числе в части разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и конституционного регулирования компетенции местного самоуправления, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, актам, составляющим право Евразийского экономического союза, федеральным конституционным законам, не может нарушать основные права и свободы человека и гражданина, а также противоречить принципам права.

10. Риски снижения фактической защищенности потребителей от неблагоприятных последствий деятельности и действий субъекта экспериментального правового режима должны минимизироваться при определении содержания конкретного экспериментального правового режима.

Статья 7. Объекты экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Объектом экспериментального правового режима является конкретный вид деятельности или действия, совершаемые в рамках конкретного вида деятельности, с использованием (возможным использованием) цифровой инновации, для регулирования которого (которых) устанавливается экспериментальный правовой режим.

Объектом экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций может быть любая деятельность или действие, которые осуществимы с использованием цифровой инновации, за исключением определенных в соответствии с частями 2 – 4 настоящей статьи, а также подпадающих под ограничения экспериментальных правовых режимов, установленные в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.

2. Объектами экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть:

деятельность или действия в общественных отношениях, в которых в качестве основных исполнителей функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию осуществляют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации может быть допущено установление экспериментальных правовых режимов или конкретного экспериментального правового режима в сфере компетенции указанных органов, при этом может быть предусмотрен порядок установления и реализации экспериментальных правовых режимов, отличающийся от предусмотренного настоящим Федеральным законом;

деятельность или действия по исполнению уголовных наказаний и применению иных мер уголовно-правового характера;

деятельность или действия при осуществлении судопроизводства;

относящиеся к компетенции государственных органов деятельность или действия, если они осуществляются или совершаются иными государственными органами, чем федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальные органы;

относящиеся к компетенции органов местного самоуправления деятельность или действия, если они осуществляются или совершаются иными органами местного самоуправления, чем местная администрация, органы местной администрации;

деятельность и действия относительно опасных производственных объектов, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут определяться дополнительные к указанным в части 2 настоящей статьи виды деятельности или действия, которые не могут быть объектами экспериментальных правовых режимов. Соответствующие положения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации не могут распространяться на экспериментальные правовые режимы, установленные до определения таких видов деятельности или действий.

4. Регулирующий орган может устанавливать своими нормативными правовыми актами конкретный перечень объектов экспериментальных правовых режимов, применительно к которым им может быть подержано установление предусмотренных настоящим Федеральным законом экспериментальных правовых режимов, либо перечень видов деятельности и действий, которые не могут быть объектами экспериментальных правовых режимов в сфере, в которой он осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию. Указанные нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации имеют обязательную силу для решения вопроса о возможности или невозможности установления экспериментального правового режима. Указанные нормативные правовые акты иных регулирующих органов имеют обязательную силу только для формирования позиции регулирующего органа по вопросу установления экспериментального правового режима.

Статья 8. Критерии допустимости экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Установление экспериментального правового режима в соответствии с настоящим Федеральным законом допускается при наличии следующей совокупности условий:

1) в действующих нормативных правовых актах отсутствует нормативное правовое регулирование цифровой инновации во взаимосвязи с деятельностью или действиями, осуществляемой в рамках деятельности, при этом исходя из устоявшейся практики нормативного правового регулирования в Российской Федерации есть основания предполагать, что такое регулирование с неизбежностью должно появиться, однако эффективность того или иного нормативного правового регулирования может быть подтверждена только экспериментальным образом;

либо в нормативном правовом регулировании имеются препятствия (ограничения, условия, иные обременения) для применения цифровой инновации или осуществляемой с ее использованием деятельности, которые не могут быть устранены путем изменения действующего правового регулирования в соответствующей части ввиду возможности возникновения вследствие такого изменения, по мнению государственных органов, рисков для охраняемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами ценностей, реальность которых и соразмерность рисков и потенциальной полезности цифровой инновации может быть подтверждена или опровергнута только экспериментальным образом. Под препятствием понимается невозможность применения цифровой инновации или осуществления деятельности с ее использованием либо такие обусловленные нормативным правовым регулированием условия или обременения применения цифровой инновации или осуществления деятельности с ее использованием, при которых, соответственно, такое применение или осуществление становится нецелесообразным с точки зрения предпринимательского результата или с точки зрения эффективности государственного или муниципального управления;

2) объект экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций соответствует требованиям статьи 7 9 настоящего Федерального закона;

3) объект экспериментального правового режима имеет потенциальную полезность с точки зрения по крайней мере одного из следующих эффектов: возникновение новых видов экономической деятельности, расширение состава товаров, работ и услуг, увеличение прибыли от предпринимательской деятельности и снижение издержек предпринимательской деятельности, увеличение удобства потребителей товаров, работ и услуг, повышение эффективности государственного или муниципального управления, в том числе предоставления государственных или муниципальных услуг;

4) указанный в пункте 3 настоящей части полезный эффект является воспроизводимым, то есть может быть распространен за пределы деятельности конкретного субъекта экспериментального правового режима, в том числе при условии соблюдения установленных законодательством требований к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности;

5) средство, поддерживающее использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов, или система таких средств, представляющие собой цифровую инновацию или подлежащие использованию в новой форме в качестве цифровой инновации, является готовым продуктом для прикладного применения. Установление экспериментального правового режима для реализации идей, концепций, замыслов, не выраженных в готовом продукте для прикладного применения, не допускается. При этом не исключается необходимость технической (технологической) и организационной подготовки к осуществлению деятельности с использованием цифровой инновации;

6) завершение экспериментального правового режима, если предусмотренное им правовое регулирование не будет установлено как общее, в том числе отмена экспериментального правового режима, не приведет к возникновению неразрешимых в рамках действующего правового регулирования и влекущих нарушение прав и законных интересов сложностей для участников экспериментального правового режима, а сложившиеся в рамках экспериментального правового режима правоотношения могут быть без имущественного ущерба для иных, кроме субъекта экспериментального правового режима, участников экспериментального правового режима, трансформированы в правоотношения в соответствии с действующим правовым регулированием или прекращены;

7) установление экспериментального правового режима будет соответствовать целям экспериментального правового режима, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона;

8) предполагаемый экспериментальный правовой режим не подпадает под ограничения, указанные в статье 9 настоящего Федерального закона.

2. Наличие указанной в части 1 настоящей статьи совокупности условий не обязывает уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган установить экспериментальный правовой режим.

Статья 9. Ограничения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Для установления экспериментальных правовых режимов в сфере информационных технологий устанавливаются следующие ограничения:

установление экспериментального правового режима не должно существенно увеличивать риск для жизни и риск причинения необратимого вреда здоровью по сравнению с аналогичной деятельностью или действиями вне экспериментального правового режима. При этом факт несоответствия содержания экспериментального правового режима требованиям технического регламента сам по себе не свидетельствует о невозможности установления экспериментального правового режима. При рассмотрении предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере перемещения транспортных средств и управления движением транспортных средств, в медицинской сфере (за исключением деятельности и действий по организации предоставления медицинских услуг и взаимодействию с пациентом до и после медицинского вмешательства) обязательно проведение независимой экспертизы объекта экспериментального правового режима на предмет оценки увеличения риска для жизни и риска причинения необратимого вреда здоровью по сравнению с аналогичной деятельностью или действиями вне экспериментального правового режима. Указанная независимая экспертиза проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить иные сферы экспериментальных правовых режимов, при рассмотрении предложений о которых проведение такой экспертизы является обязательным;

экспериментальный правовой режим не может состоять: в снижении требований, связанных с предотвращением отмывания имущества, полученного преступным путем, с противодействием финансированию терроризма, с обеспечением условий для ведения оперативно-розыскной деятельности, расследования и предотвращения преступлений;

установление экспериментального правового режима не может применяться для изменения условий налогообложения, взимания иных предусмотренных законодательством обязательных платежей, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут определяться дополнительные к указанным в части 1 настоящей статьи ограничения экспериментальных правовых режимов. Указанные ограничения не могут распространяться на экспериментальные правовые режимы, установленные до их установления.

3. Регулирующий орган может устанавливать своими нормативными правовыми актами дополнительные ограничения предусмотренных настоящим Федеральным законом экспериментальных правовых режимов в сфере, в которой он осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию. Указанные нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации имеют обязательную силу для решения вопроса о возможности или невозможности установления экспериментального правового режима. Указанные нормативные правовые акты иных регулирующих органов имеют обязательную силу только для формирования позиции регулирующего органа по вопросу установления экспериментального правового режима.

4. Центральный банк Российской Федерации также вправе устанавливать для экспериментальных правовых режимов в сфере финансового рынка ограничения на размер отдельных финансовых операций и на общий объем финансовых операций, осуществляемых в рамках таких экспериментальных режимов, на количество лиц, в отношении которых могут быть осуществлены эти финансовые операции в течение срока реализации экспериментального правового режима или в единицу времени, а также иные ограничения, обычные для регулирования финансового рынка. Указанные ограничения могут быть установлены в качестве общего правила для всех таких экспериментальных правовых режимов; в этом случае они воспроизводятся в программе каждого экспериментального правового режима в сфере финансового рынка. Они могут быть также установлены для отдельного экспериментального правового режима в сфере финансового рынка и на основании правового акта Центрального банка Российской Федерации подлежать включению в программу соответствующего экспериментального правового режима.

Статья 10. Участники экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Участниками экспериментального правового режима признаются субъект правоотношений (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, отраслевой или функциональный орган исполнительной власти, отраслевой или функциональный орган местной администрации), деятельность (действия) которого на основе использования цифровой инновации, в том числе в правоотношениях с неопределенным кругом лиц, осуществляется в рамках экспериментального правового режима (далее - субъект экспериментального правового режима) и лица, вступающие в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках деятельности, осуществляемой им (действий, совершаемых им) на основе использования цифровой инновации в рамках экспериментального правового режима.

2. Экспериментальные правовые режимы могут быть:

индивидуальным экспериментальным правовым режимом, предусматривающим одного субъекта экспериментального правового режима;

групповым экспериментальным правовым режимом, предусматривающим несколько субъектов экспериментального правового режима. При установлении группового экспериментального режима допускается определение элементов правового регулирования, установленного в рамках экспериментального правового режима, для которых в рамках одного экспериментального правового режима допускаются альтернативные варианты прав и обязанностей участников правоотношений (далее – особенности экспериментального правового режима) применительно к конкретным субъектам экспериментального правового режима;

критериальным экспериментальным правовым режимом, в котором субъекты экспериментального правового режима определяются на основе нормативно установленных критериев.

3. При установлении критериального экспериментального правового режима допускается установление конечного числа субъектов экспериментального правового режима; в этом случае субъекты экспериментального правового режима определяются в зависимости от даты подачи заявления о присоединении лица к экспериментальному правовому режиму  в качестве субъекта экспериментального правового режима. Если при установлении критериального экспериментального правового режима в его рамках допускаются особенности экспериментального правового режима, потенциальные субъекты экспериментального правового режима должны иметь право на волеизъявление, будут ли на них распространяться эти особенности; при этом при установлении критериального экспериментального правового режима может определяться процентное соотношение субъектов экспериментального правового режима, действующих с особенностями и без особенностей экспериментального правового режима; если состоявшееся волеизъявление потенциальных субъектов экспериментального правового режима приводит к нарушению указанного процентного соотношения, возможность применения особенностей экспериментального правового режима определяется в зависимости от даты подачи заявки на присоединение лица к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима.

При установлении критериального экспериментального правового режима допускается установление количества субъектов экспериментального режима, при присоединении которых к экспериментальному правовому режиму он может быть реализован. В этом случае при неприсоединении необходимого количества субъектов экспериментального правового режима к критериальному экспериментальному правовому режиму по решению уполномоченного по вопросам экспериментальных правовых режимов органа он может быть отменен, изменен в индивидуальный или групповой экспериментальный правовой режим или реализован как критериальный экспериментальный правовой режим с уменьшенным количеством субъектов экспериментального правового режима.

4. Субъект экспериментального правового режима (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (за исключением органа исполнительной власти, органа местной администрации)) должен отвечать следующим требованиям:

1) регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение двух лет, предшествующих установлению экспериментального правового режима;

4) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) на дату выражения первого волеизъявления о приобретении статуса субъекта экспериментального правового режима и на дату установления экспериментального правового режима;

5) отсутствие у индивидуального предпринимателя либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица неснятой или непогашенной судимости за любое преступление; отсутствие у данного лица в течение последних пяти лет судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении данного лица в течение последних десяти лет наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если такие должности или деятельность связаны со сферой экспериментального правового режима, и административного наказания в виде дисквалификации; отсутствие осуществляемого уголовного преследования данного лица за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может устанавливать дополнительные требования к субъектам экспериментального правового режима, в том числе в отдельных сферах.

Состав документов, которые подтверждают соответствие лица требованиям, предусмотренным настоящей частью, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации может устанавливать дополнительные требования к юридическим лицам – субъектам экспериментальных правовых режимов в сфере финансового рынка и состав документов, которые подтверждают соответствие им.

5. Федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные государственные учреждения могут быть инициаторами экспериментального правового режима, приобретать статус субъекта экспериментального правового режима только с согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении соответствующего юридического лица.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации могут быть инициаторами экспериментального правового режима, приобретать статус субъекта экспериментального правового режима только с согласия высшего органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местной администрации, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения могут быть инициаторами экспериментального правового режима, приобретать статус субъекта экспериментального правового режима только с согласия главы администрации соответствующего муниципального образования или лица, исполняющего его обязанности.

Согласие на приобретение статуса инициатора экспериментального правового режима, субъекта экспериментального правового режима в случаях, предусмотренных настоящей частью, выражается в форме правового акта, соответственно, федерального органа исполнительной власти, высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главы администрации муниципального образования.

6. Если экспериментальный правовой режим состоит в снятии отдельных требований, предъявляемых к лицу, претендующему на получение разрешения на осуществление деятельности или совершение действия, наделение такого лица статусом субъекта экспериментального правового режима возможно только после получения от органа, предоставляющего такое разрешение, подтверждения соответствия лица тем требованиям, которые экспериментальным правовым режимом не снимаются.

7. Лицо приобретает статус субъекта экспериментального правового режима путем установления его статуса субъекта экспериментального правового режима в программе экспериментального правового режима при ее утверждении либо при присоединении к экспериментальному правовому режиму после утверждения программы экспериментального правового режима в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

8. Переход прав и обязанностей субъекта экспериментального правового режима не допускается, за исключением случаев, указанных в настоящей части.

Статус субъекта экспериментального правового режима переходит к правопреемнику при слиянии юридических лиц, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, на основании заявления правопреемника при условии его соответствия требованиям к участникам экспериментального правового режима, установленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи, а также критериям, установленным программой критериального экспериментального правового режима. Форма заявления о подтверждении соответствия требований к субъектам экспериментального правового режима устанавливается уполномоченным в области экспериментальных правовых режимов органом. Указанное заявление с приложением необходимых документов должно быть подано в течение пятнадцати дней после завершения реорганизации юридического лица.

В случае реорганизации юридического лица – субъекта экспериментального правового режима в форме разделения, выделения, статус субъекта экспериментального правового режима, а также индивидуальный экспериментальный правовой режим прекращаются.

Статус субъекта экспериментального правового режима сохраняется при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, при изменении вида государственного или муниципального учреждения.

При передачи функций, в связи с осуществлением которых был установлен экспериментальный правовой режим, от одного государственного органа исполнительной власти, органа местной администрации, имеющего статус субъекта экспериментального правового режима, к другому государственному органу исполнительной власти, органу местной администрации, к нему переходит статус субъекта экспериментального правового режима.

9. Продолжение участия лица, вступающего в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках деятельности, осуществляемой им (действий, совершаемых им) на основе использования цифровой инновации в рамках экспериментального правового режима, в этих правоотношениях после его информирования об экспериментальном правовом режиме в соответствии с частью 5 статьи 17 настоящего Федерального закона, означает информированное согласие этого лица на применение к его правоотношениям с субъектом экспериментального правового режима этого правового режима и влечет признание его участником экспериментального правового режима.

Субъект экспериментального правового режима ведет реестр лиц, вступивших с ним в правоотношения в рамках деятельности, осуществляемой им (действий, совершаемых им) на основе использования цифровой инновации в рамках экспериментального правового режима, если это возможно исходя из характера деятельности, действий. В составе реестра указываются имеющиеся контактные данные таких лиц, включая контактные данные для электронной коммуникации.

Статья 11. Гарантии прав и законных интересов участников экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

1. Права и законные интересы субъектов экспериментального правового режима гарантируются неизменностью экспериментального правового режима в течение срока, на который он установлен, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В случае, если в период действия экспериментального правового режима вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры налогов (за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и иных обязательных платежей, либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность субъекта экспериментального правового режима либо устанавливают запреты и ограничения, даже если они не связаны с содержанием экспериментального правового режима, в отношении деятельности и действий субъекта экспериментального правового режима по сравнению с режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день установления экспериментального правового режима, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются к деятельности субъекта экспериментального правового режима в рамках экспериментального правового режима в течение срока реализации экспериментального правового режима.

2. Лица, вступающие в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках деятельности, осуществляемой им (действий, совершаемых им) на основе использования цифровой инновации в рамках экспериментального правового режима, праве подавать в регулирующий орган или уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган жалобы на действия (бездействие) субъекта экспериментального правового режима. Жалобы рассматриваются в десятидневный срок. По результатам рассмотрения жалобы регулирующий орган, уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган, если такие действия (бездействие) являются нарушением программы экспериментального правового режима, направляет предписание субъекту экспериментального правового режима о недопустимости ее нарушения и о необходимости восстановлении прав и законных интересов лица, обратившегося с жалобой.

Поступление жалоб от десяти и более лиц, вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках деятельности, осуществляемой им (действий, совершаемых им) на основе использования цифровой инновации в рамках экспериментального правового режима, является основанием для приостановления экспериментального правового режима и рассмотрения вопроса о его отмене.

3. Лица, вступающие в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках деятельности, осуществляемой им (действий, совершаемых им) на основе использования цифровой инновации в рамках экспериментального правового режима, вправе взыскивать с субъекта экспериментального правового режима в судебном порядке возмещение вреда, причиненного их здоровью при реализации экспериментального правового режима, а также – при условии, если они не были надлежащим образом информированы об участии в экспериментальном правовом режиме либо если причиненный вред связан с нарушением программы экспериментального правового режима – возмещение вреда имуществу, причиненного при реализации экспериментального правового режима.

4. В правоотношениях в рамках экспериментального правового режима применяются, в зависимости от субъектного состава, характера и сферы этих правоотношений, положения гражданского законодательства об ответственности из договорных отношений, положения законодательных актов Российской Федерации о защите прав потребителей, положения об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. При этом при применении альтернативного экспериментального правового режима требования о применении ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, не могут основываться только на противоречии установленного в рамках экспериментального правового режима правового регулирования существующему правовому регулированию.

5. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать для всех экспериментальных правовых режимов в сфере финансового рынка или отдельных экспериментальных правовых режимов в сфере финансового рынка требования о страховании ответственности субъектов экспериментального правового режима, оказывающих услуги в сфере финансового рынка, перед получателями соответствующих услуг.

6. Представление инициатором экспериментального правового режима информации о цифровой инновации для целей настоящего Федерального закона не должно приводить к раскрытию такой информации о результатах интеллектуальной деятельности, которая представляет ценность или защищается правовыми средствами благодаря неизвестности третьим лицам, и во всяком случае не может рассматриваться как основание для отказа в правовой защите прав правообладателя секрета производства (ноу-хау).

Глава 2. Установление экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций

Статья 12. Внесение предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций

1. Положение об установлении экспериментального правового режима могут вносить:

регулирующий орган (в части установления экспериментального правового режима в сфере, в которой он осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию);

возможный субъект экспериментального правового режима.

Регулирующий орган или возможный будущий субъект экспериментального правового режима, вносящий предложение об установлении экспериментального правового режима, именуется инициатором экспериментального правового режима.

В случае внесения предложения о групповом или критериальном экспериментальном правовом режиме допускается наличие нескольких инициаторов экспериментального правового режима – возможных будущих субъектов экспериментального правового режима.

2. Предложение об установлении экспериментального правового режима вносится в уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган.

3. Предложение об установлении экспериментального правового режима вносится в форме проекта программы экспериментального правового режима в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, с сопроводительным письмом, выражающим предложение об установлении экспериментального правового режима и содержащим опись прилагаемых документов.

В случае, если описание цифровой инновации в проекте программы экспериментального правового режима, вносимой субъектом предпринимательской деятельности, может привести к раскрытию такой информации о результатах интеллектуальной деятельности, которая представляет ценность или защищается правовыми средствами благодаря неизвестности третьим лицам, инициатор экспериментального правового режима может представить версию проекта программы экспериментального правового режима для публичного размещения, отличающуюся от основного варианта проекта программы экспериментального правового режима в части подробности описания цифровой инновации и ее экономического эффекта. На наличие такой версии дается указание в тексте сопроводительного письма. Версия проекта программы экспериментального правового режима для публичного размещения изменяется и дорабатывается, при необходимости, параллельно с основной версией программы экспериментального правового режима.

4. К предложению о внесении экспериментального правового режима, вносимом возможным субъектом экспериментального правового режима, прилагаются документы, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган может утвердить форму, содержащую информацию об инициаторе экспериментального правового режима, подлежащую заполнению и представлению наряду с представлением указанных документов.

5. В случае внесения предложения об установлении экспериментального правового режима регулирующим органом, если данный экспериментальный правовой режим предполагает, что субъектом экспериментального правового режима будет не регулирующий орган, а иное лицо (иные лица), к предложению об установлении экспериментального правового режима прилагается предварительное согласие такого лица на участие в экспериментальном правовом режиме в качестве субъекта экспериментального правового режима, с учетом требований части 6 настоящей статьи, а также документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

6. В случае внесения предложения об установлении группового экспериментального правового режима регулирующим органом или одним из возможных субъектов такого экспериментального правового режима к предложению об установлении экспериментального правового режима прилагается предварительное согласие возможных субъектов такого экспериментального правового режима на участие в экспериментальном правовом режиме в качестве субъекта экспериментального правового режима, а также документы, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В случае внесения предложения об установлении критериального экспериментального правового режима регулирующим органом или одним из возможных будущих субъектов такого экспериментального правового режима к предложению об установлении экспериментального правового режима прилагается предварительное согласие не менее пяти возможных будущих субъектов такого экспериментального правового режима (включая внесшего предложение), соответствующих предлагаемым к установлению в проекте программы экспериментального правового режима критериям, на участие в экспериментальном правовом режиме в качестве субъекта экспериментального правового режима, а также документы, подтверждающие их соответствие этим критериям, предусмотренные для этих целей в проекте программы экспериментального правового режима, и документы, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

7. Форма предварительного согласия на участие в экспериментальном правовом режиме в качестве субъекта экспериментального правового режима в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным по вопросам экспериментальных правовых режимов органом.

8. Предложение об установлении экспериментального правового режима и документы, предусмотренные частями 4 – 7 настоящей статьи, вносятся в электронном виде, при этом сопроводительное письмо подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган может принять решение о возможности внесения предложения об установлении экспериментального правового режима и документов, а также о рассмотрении предложений об установлении экспериментального правового режима в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона только с использованием федеральной государственной информационной системы, предусмотренной частью 8 статьи 17 настоящего Федерального закона. В этом случае положения настоящей статьи и статьи 13 настоящего Федерального закона применяются с учетом использования федеральной государственной информационной системы.

В случае, если указанная федеральная государственная информационная система будет предусматривать функции межведомственного электронного взаимодействия по получению информации, подтверждающей соответствие лиц требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган может принять решение об отсутствии необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствие этим требованиям, полностью или частично.

9. Поступившее предложение об установлении экспериментального правового режима в течение пятнадцати дней предварительно изучаются уполномоченным по вопросам экспериментальных правовых режимов органом. В случае его несоответствия требованиям частей 1, 3-8 настоящей статьи, либо явного несоответствия предлагаемого экспериментального правового режима критериям допустимости экспериментального правового режима, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, либо явного несоответствия инициатора экспериментального правового режима (кроме регулирующего органа) или лица, выразившего предварительное согласия на участие в экспериментальном правовом режиме в качестве субъекта экспериментального правового режима в соответствии с частями 5 или 6 настоящей статьи, требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган уведомляет инициатора экспериментального правового режима о невозможности рассмотрения предложения об установлении экспериментального правового режима с подробным изложением мотивов такого решения. Инициатор экспериментального правового режима может обжаловать данное уведомление в судебном порядке.

Уведомление инициатора экспериментального правового режима о невозможности рассмотрения предложения об установлении экспериментального правового режима не препятствует инициатору экспериментального правового режима повторно внести предложения об установлении экспериментального правового режима, устранив указанные в уведомлении недостатки. При этом произведенные изменения по сравнению с предшествующим предложением должны быть указаны в сопроводительном письме.

10. Органы и лица, имеющие право на внесение предложения об установлении экспериментального правового режима в соответствии с частью 1 настоящей статьи, вправе до внесения предложения об установлении экспериментального правового режима в соответствии с настоящей статьей запросить уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган о принципиальной возможности установления конкретного экспериментального правового режима. Для этого они направляют в уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган краткое описание соответствующего экспериментального правового режима, цифровой инновации и проблемы нормативного правового регулирования, которую считают необходимой решить с помощью установления экспериментального правового режима.

В течение тридцати дней уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган после консультаций с регулирующим органом (кроме случаев, когда запрос в уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган исходил от регулирующего органа) уведомляет орган или лицо, направившее запрос, о своей позиции по данному вопросу.

Отрицательная позиция уполномоченного по вопросам экспериментальных правовых режимов органа не является препятствием для внесения предложения об установлении экспериментального правового режима. Положительная позиция уполномоченного по вопросам экспериментальных правовых режимов органа не может рассматриваться как обязывающая установить экспериментальный правовой режим при внесении соответствующего предложения.

11. Лица, имеющие право на внесение предложения об установлении экспериментального правового режима в соответствии с частью 1 настоящей статьи, вправе обращаться с вопросами, касающимися подготовки такого предложения:

в уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган – в части, касающейся регулирования экспериментальных правовых режимов;

в регулирующий орган – в части, касающейся правового регулирования и практики его применения в той сфере, в которой предполагается внести предложение об установлении экспериментальных правовых режимов.

Уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган или регулирующий орган обязаны отвечать на такие вопросы в той мере, в какой ответ на вопрос не означает формулирование текста (части текста) проекта программы экспериментального правового режима, заявки на присоединение к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима, сопроводительного письма к предложению об установлении экспериментального правового режима.

Статья 13. Рассмотрение предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций

1. Предложение об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций направляется уполномоченным по вопросам экспериментальных правовых режимов органом в регулирующий орган для выражения им позиции в отношении возможности или невозможности реализации соответствующего экспериментального правового режима.

Уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган может принять решение:

о направлении предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций также в иные федеральные органы исполнительной власти для выражения ими позиции в отношении возможности или невозможности реализации соответствующего экспериментального правового режима;

о проведении публичных консультаций по предложению об установлении экспериментального правового режима в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Регулирующий орган, иные федеральные органы исполнительной власти не позднее чем через тридцать дней после направления им предложения об экспериментальном правовом режиме предоставляют уполномоченному по вопросам экспериментальных правовых режимов органу позицию:

1) о возможности установления и реализации соответствующего экспериментального правового режима в предложенном инициатором экспериментального правового режима виде;

2) о возможности установления и реализации соответствующего экспериментального правового режима с предложенными изменениями, которые вносятся в формате видимой правки по тексту проекта программы экспериментального правового режима с необходимыми пояснениями в отдельном документе или в примечаниях к видимой правке;

3) о возмо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: