Особенности и эффективная организация учебной деятельности

Для начала необходимо понять, что представляет собой учебная деятельность на заочном отделении. Это динамическая система приемов чтения, систематизации и обобщения материала (работа в библиотеке и дома с источниками и литературой, подготовка контрольных, курсовых, дипломных работ, сообщений, рефератов), прослушивания, осмысления, конспектирования (работа во время аудиторных занятий — на лекциях и семинарах), запоминания и воспроизведения (подготовка и сдача экзаменов и зачетов). На научном языке это называется репродуктивной и познавательно-поисковой учебной деятельностью.

В данном разделе содержатся:

- особенности и содержание учебной деятельности студентов заочной формы обучения;

- значение, трудности и методика организации самостоятельной работы;

- применение навыков самостоятельной работы при подготовке к семинарским (практическим) занятиям;

- советы по технике конспектирования;

- рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам.

Особенностью учебной деятельности обучающегося заочной формы является периодичность учебного процесса - два раза в год (осенью и весной) обучающийся выходит на экзаменационную сессию. Сессия - это спрессованная во времени (20-25 дней) подача и практическое осмысление информации в форме лекций, семинарских (практических) занятий, зачетов и экзаменов.

обучающийся выходит на сессию не только для получения учебной информации. Самой главной его задачей является демонстрация обработанного и усвоенного учебного материала - защита контрольных и курсовых работ (по возможности это необходимо делать до начала сессии), сдача зачетов и экзаменов, а на старших курсах - еще и применение полученных знаний на практике.

Отсюда вытекают особенности содержания учебной деятельности студента-заочника:

- концентрированная по времени и по содержанию активная познавательная деятельность в период аудиторных занятий на сессии (лекции, семинарские (практические) занятия);

- работа во внеаудиторное время с помощью учебно-методических комплексов по дисциплинам, когда обучающийся самостоятельно ищет, изучает и обрабатывает материал, определенный содержанием учебной программы, выполняет письменные (контрольные, курсовые) работы.

Значительное место в системе подготовки на заочном отделении занимает самостоятельная работа студента. Это очень емкая - почти 90% учебного времени - составляющая учебного процесса на заочном отделении, которая требует правильной организации в межсессионный период. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что студент-заочник - это еще и работающий человек и именно поэтому важными становятся регулярность, своевременность и последовательность подготовки.

Самостоятельная учебная деятельность - сложный и достаточно напряженный труд. При ее проведении студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые можно разделить условно на пять групп:

 - первая группа заключает в себе трудности поиска необходимой информации для самостоятельного изучения;

- вторая группа объединяет проблемы, связанные с ориентировкой в содержании книги и учебного пособия;

- третья группа включает трудности лингвистического характера, проявляющиеся в недостаточном знании понятийного аппарата той или иной дисциплины;

- четвертая группа - трудности, возникающие при попытке обобщения изложенных в различных источниках теоретических положений, определения их взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости;

- пятая группа - трудности, связанные с применением полученных знаний на практике.

П ути преодоления этих трудностей заключаются:

- в правильной, основанной на научной основе, организации и планировании учебной деятельности;

- в рациональном использовании рабочего и свободного времени (режим дня);

- в развитии индивидуальных способностей (слуховая и зрительная память, логика, интуиция, концентрация внимания);

- активизация работы по самосовершенствованию.

Основным условием организации самостоятельной работы является ее планирование.

На изучение основных профессиональных дисциплин и дисциплин специализации необходимо выделять 80% всего времени самостоятельной работы.

Самостоятельная работа и аудиторные занятия должны определять распорядок дня и распределение времени для профессиональной деятельности (для работающих студентов), для труда и отдыха.

Самостоятельной работе в период между сессиями по возможности необходимо отводить не менее 2 часов в рабочие и 3 часов в выходные дни.

Целесообразно составлять месячный план самостоятельной работы с детализаций на неделю и на каждый на день (для этого используют ежедневники, еженедельники, органайзеры, где подробно расписывают виды, формы работы). В плане важно указать число, время, конкретные виды деятельности, например:

- повторное прочтение и доработка лекционного материала;

- изучение рекомендованной литературы по определенной дисциплине;

- подготовка к семинарскому занятию, решение задач, выполнение практических заданий;

- составление аналитических, тематических таблиц по темам определенного курса;

- изучение рекомендованной литературы, обобщение и составление плана контрольной (курсовой) работы;

- подготовка контрольной (курсовой) работы;

- чтение и перевод иностранного текста и т.д. и отметку о выполнении.
Наибольшей интенсивности применение навыков самостоятельной работы достигает при подготовке к семинарским (практическим) занятиям. В отличие от других форм аудиторных занятий, в ходе семинаров и практикумов студенты имеют возможность в большей степени проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, способность применять полученные теоретических знания при анализе практических проблем профессиональной деятельности.

Семинарские (практические) занятия проводятся по наиболее сложным вопросам, темам, разделам учебной дисциплины и имеют своей целью:

- закрепление знаний, полученных во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой;

- расширение и углубление представления студентов по наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам;

-формирование и развитие практических навыков и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

- осуществление контроля за качеством усвоения студентами учебной программы.

Подготовку к семинару или практическому занятию лучше начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Если же лекция прочитана на осенней сессии, а практические занятия предусмотрены учебным планом на весенней, то между сессиями целесообразно еще раз изучить лекционный материал. Далее проводить подготовку рекомендуется в определенной последовательности:

1) изучение плана семинара (практического занятия), содержание основных учебных вопросов, выносимых на обсуждение, а также список рекомендованной литературы;

2) подбор в библиотеке литературы и беглый просмотр (это позволит выбрать основные источники, где имеются ответы на поставленные учебные вопросы, сделать необходимые заметки и выписки);

3) изучение дополнительной литературы - монографий, публикаций периодических изданий (их поиск осуществляется в систематическом каталоге библиотеки);

4) углубленное изучение литературы, выделение главных мыслей, проблем, требующих дополнительного обоснования, практического разрешения (в процессе углубленного чтения следует составлять краткие конспекты, тезисы ответов на вопросы, в дальнейшем наряду с конспектами лекций эти записи значительно облегчат подготовку к зачетам и экзаменам);

5) продумать технику своего выступления по вопросам семинара, на каких наиболее интересных моментах необходимо зафиксировать внимание слушателей и преподавателя, сделать необходимые выводы и обобщения.

Не следует сводить подготовку к семинарскому (практическому) занятию только к поиску ответов на поставленные в плане вопросы. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике. В ходе занятия в аудитории следует продолжить работу над учебными вопросами, дополнять сделанные при подготовке конспекты новыми, взятыми из выступлений других студентов, реплик и замечаний преподавателя. Таким образом, самостоятельной учебной познавательной деятельностью студенты занимаются в течение всего времени подготовки и проведения семинарского (практического) занятия.

Одним из составных частей учебной деятельности студентов является конспектирование.

Лекция - это концентрированная подача преподавателем учебного материала по определенной теме, а порой и по целому разделу.

Конспект лекции - активное и напряженное восприятие информации в пределах двух лекционных часов (1 ч. 20 мин.) при помощи приемов скоростного конспектирования.

Правильное оформление конспекта — это залог эффективного усвоения содержания учебной дисциплины, успешной работы на семинарских (практических) занятиях, сдачи зачетов и экзаменов.

Наиболее точно и подробно в ходе лекции записываются следующие аспекты:

- название лекции;

- план лекции;

- источники и литература по данной теме;

- понятия и определения;

- основные формулы, схемы, принципы, методы, законы, гипотезы, оценки и выводы.

С самого начала обучения в институте важно выработать полезную привычку анализировать содержание лекции и гибко изменять способ конспектирования в зависимости от ее вида. В основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы:

1)конспект — это не точная запись текста лекций, а запись смысла, сути учебной информации;

2)конспект - это записка самому себе, а не произвольному читателю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору;

3)конспект пишется для последующего чтения и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быстро прочитать спустя некоторое время;

4)конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.

В целях увеличения скорости конспектирования лекции целесообразно использовать следующие приемы:

• очерчивание в тетради с левой стороны страницы полей шириной 3-4 см (на них, как правило, записывается число, фамилия лектора, делаются другие различные пометки);

• сокращение записи слов, словосочетаний, терминов (разрабатывается индивидуально);

• ускоренное конспектирование фраз (из длинной фразы после внимательного прослушивания выделяется суть и кратко произвольно излагается в тексте конспекта);

• умение формулировать краткие тезисы (кратко формулируются положения и комментарии преподавателя в последовательном изложении);

• выделение основных определений, узловых моментов, выводов при помощи подчеркивания или цветового решения (цветных карандашей, ручек, фломастеров).

Во время лекции может возникнуть ситуация, когда потребуется точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях изменять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.

Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.

Основным результатом репродуктивной учебной деятельности студента является успешная сдача зачетов и экзаменов. Во время экзаменационной сессии на заочном отделении следует особо позаботиться о поддержании своей работоспособности. Необходимо увеличить продолжительность сна (примерно на 1 час по сравнению с обычными днями), что позволит повысить ее до 12-13 часов в сутки. Особенно это важно в период подготовки к зачетам и экзаменам.

Чтобы эффективнее использовать время на подготовку к зачетам и экзаменам (на это нацелена и значительная часть самостоятельной подготовки в межсессионное время, и 1-2 дня в период сессии), необходимо еще до начала сессии составить план своей работы, а при получении расписания занятий доработать его.

Пои помощи учебно-методических материалов, выдаваемых студенту, в которых наряду с программой дисциплины и тематикой лекций содержаться примерные вопросы к зачетам и экзаменам, целесообразно распланировать изучение материала — какие вопросы разобрать и подготовить дома (между сессиями), а какие усвоить и повторить непосредственно в период сессии. При этом необходимо учитывать последовательность и сложность подготавливаемых вопросов.

Система подготовки, при которой тщательно изучается лишь часть вопросов, на остальные не остается времени - неэффективна. Даже при остром дефиците времени по каждой теме нужно усвоить, по крайней мере, основные положения и понятия.

При повторении материала непосредственно перед зачетом или экзаменом нежелательно использовать много книг. Такое всестороннее и глубокое изучение материала нужно проводить в течение межсессионного периода, а в сессию резерв времени ограничен, поэтому достаточно одного-двух учебников, конспектов лекций и записей к семинарам. В структуре каждого курса или раздела существуют ключевые лекции, в которых сформулированы основные законы, определения, положения, комментарии, получившие развитие в дальнейших лекциях или на семинарских занятиях. Эти лекции необходимо проработать наиболее основательно. Вот почему важна системность и последовательность в подготовке студентов-заочников.

При подготовке и ответе непосредственно на зачете и экзамене важна логичность изложения. Следует постараться, в первую очередь, выделить и сформулировать главное - то, что важно для понимания материала в целом, и именно это скажете в самом начале, а затем раскроете более конкретно. До начала ответа полезно изложить преподавателю план или акцентировать его внимание на основных узловых моментах своего ответа, что позволит вам показать знание и понимание вопроса, а также поможет избежать многих дополнительных вопросов.

Особенно ценится ответ студента, содержащий следующие компоненты:

- умение выделить главное;

- самостоятельность, то есть способность обобщить материал не только лекций, но и разных изученных источников, практических примеров;

- положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

- демонстрация связи, места данного вопроса в общей структуре курса;

- умение применять свои знания для ответа на вопросы, лежащие чуть в стороне от основного.

Таким образом, важными составляющими эффективности учебной деятельности студента-заочника являются организованность, системность, последовательность, высокая работоспособность, трудолюбие и ответственность.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: